RU  UK  EN
Статьи  >  Напиши  >  Ричард Ганнон: Фареры - Овечьи острова

Ричард Ганнон: Фареры - Овечьи острова

Только три месяца в году между Великобританией и Фарерскими островами открыты воздушные рейсы. Я радовался своему будущему путешествию, хотя до конца не понимал, что ожидает там, на севере. Иногда я представлял Фареры, как землю, покрытую льдом. В следующий момент казалось, что на островах не прекращается сильный ветер...

Иногда я представлял Фареры, как землю, покрытую льдом. В следующий момент казалось, что на островах не прекращается сильный ветер, а значит, меня обязательно сдует с какого-то утёса в холодную воду. От этих мыслей по спине бежали мурашки, но билет туда уже был куплен. В самолёте рядом со мной летела молодая пара фарерцев. Они возвращались из отпуска, который провели на Средиземном море. Девушка явно плохо переносила лёгкую турбулентность и молчала практически всю дорогу, а вот её спутник оказался довольно общительным человеком с отличным знанием английского языка. Парень поведал, что, как и большинство островитян, любит выезжать за пределы своей родины и старается хотя бы раз в год открыть для себя новую страну.

Лайнер спокойно пролетел над Англией, Шотландией и взял курс по направлению к Исландии. Началась гроза, и небо заволокло густыми дождливыми тучами. Где-то внизу показался архипелаг, и самолёт пошёл на посадку. Мне сначала показалось, что мы приземлимся прямо в океан, но пилот искусно вывернул штурвал и плавно приземлил машину на узкую дорогу,тесно прижатую к горам.SheepView360-FaroeIslands-Primary.jpg
Фото mnn.com

На Фарерах есть только одна взлётно-посадочная полоса, и находится она на острове Воар. Её построили британские военнослужащие, квартировавшие там после Второй мировой войны. Их было четыре тысячи человек, тогда как местных жителей всего две тысячи. На время пребывания британцев им даже разрешили придерживаться левостороннего движения на дороге. Изначально на острова приземлялись исключительно военные самолёты, но уже с 1963 года аэропорт начал обслуживать и гражданские рейсы.

День 1-ый

Я вышел из небольшого терминала аэропорта и очутился на открытой местности: мимо пробежало стадо овец, пролетела стая птиц, параллельно расходились кто куда и пассажиры. Одни уехали на городском автобусе или словили такси, другие пошли пешком до ближайшего городка. Я немного постоял в одиночестве и направился своим ходом в Сандавагур.

Этот место вызывало у меня интерес вот почему: раз в год прибрежные воды этого городка окрашиваются в алый цвет. Всё из-за того, что местные устраивают мероприятие под названием Гриндрадрап – охоту на китов. Моряки сгоняют их в бухту,после чего учиняют над ними расправу. Занятие не носит коммерческий характер. Мясо животных поровну делят между жителями Фарер. Меня потом уверяли, что таким образом островитяне регулируют численность китов, забивая ежегодно до тысячи особей. В противном случае те якобы могут съесть всю рыбу в округе.imgonline-com-ua-Resize-aHf5E9CvfxEBI.jpgФото freepik.com

Идти по узкой грунтовой дороге было непросто. По левую руку за обрывом взблескивал океан, рядом то и дело проезжали автомобили. Моё внимание привлекла одна машина, которая за мой недолгий путь успела уже несколько раз проехать туда и обратно. Это была шумная, старая, грязная Мазда. В одну из таких ходок водитель притормозил около меня и предложил бесплатно подвезти до посёлка. Хозяином раритетного авто оказался поляк, осуществляющий грузовые перевозки между аэропортом и столицей Фарер – городком Торсхавн. Он приехал на острова много лет назад, желая найти себе невесту, но до сих пор так и не смог этого сделать.

Разыскивая свой отель, я наткнулся на довольно большое футбольное поле. На одном его конце мальчишки гоняли мяч, на другом –играли местные девушки. Спорт на Фарерах исключительно популярен. Островитяне участвуют в международных соревнованиях по гандболу, гребле, волейболу. Но всё же большинство местных предпочитают именно футбол. Практически ежедневно на поле тренируются профессиональные и любительские команды. А так как оно расположено возле воды, даже существует отдельный работник, который на лодке собирает мячи, улетевшие в воду.

Я засмотрелся на играющих детей, как вдруг пошёл дождь. Мелкий и колючий. Я перевел взгляд на небо и удивился. Вокруг меня появлялись и исчезали десятки радуг, большие и маленькие, совсем рядом со мной и на горизонте. Я никогда не видел столько радуг вместе.

Наконец я добрался до своего отеля. В холе увидел такого же гостя, как я. Тот собирался на прогулку и сообщил, что хозяева куда-то ушли и будут тут ближе к вечеру. Турист ушёл, и я остался один посреди чужого дома. Мне было странно, что вот так владельцы заведения оставляют двери открытыми. Казалось, что фарерцы совсем не боятся краж или каких-либо других преступлений. Мои слова позже подтвердились наблюдениями. Двери они практически не закрывают, а в машинах оставляют ключи. К тому же легко и добродушно принимают незнакомцев, охотно вступают в беседу и ведут себя очень естественно.imgonline-com-ua-Resize-eyM7MtQZ0uk.jpgФото freepik.com

О том, что на острове спокойно, говорит и пустующая тюрьма. Мне рассказали, что не так давно там сидел один русский, какой-то моряк-дебошир. Но и он просидел под замком недолго, да и с комфортом к тому же – заключенный пользовался тюремным интернетом и смотрел кабельное ТВ.

Я устал ждать владельцев и решил позвонить. Тут же на стойке нашёл несколько датских монет и, опустив их в телефон-автомат, связался с хозяевами. Они пришли быстро, показали мне номер и рассказали, как добраться до одной известной достопримечательности островов – водопада, впадающего в океан с вершины гор.

Воодушевившись предстоящим путешествием, я обул резиновые сапоги, захватил дождевик, зонт, фонарик. Но с каждым шагом идти становилось всё тяжелее. Дождь буквально припечатывал меня к земле, и я еле отрывал ноги от влажного грунта. Решив отложить осмотр водопада, свернул в город Мидвагур. Там я нашёл маленький ресторанчик «Гнездо». Всё его меню состояло из гамбургеров и пиццы. Заказав пиццу с бананами, стал ждать. Я был поражён,в какой степени оживлённым оказалось это место для городка с населением в 1000 человек. Входные двери «Гнезда» практически не закрывались. Клиенты всё шли и шли забрать свои пиццы. Мне начало казаться, что все островитяне враз сговорились сегодня ночью кушать именно это итальянское блюдо.imgonline-com-ua-Resize-Dx5fbkN73J2yC.jpgФото freepik.com

День 2-ой

На второй день своего путешествия я отправился в столицу Торсхавн. Для езды выбрал автобус. Билет оказался недешёвым, однако все потраченные деньги с лихвой компенсировал захватывающий вид из окна. Так как Фареры расположены на 18 островах, их соединяют между собой десятки мостов.

Все достопримечательности Торсхавна можно обойти за 2 часа, я же растянул любование маленьким уютным городом на 6 часов. Немного задержавшись перед памятником, построенным в честь визита датской королевы в 1874 году, я устремился в городской парк. Там тёк ручей с кристально чистой водой, а в нём выигрывала чешуёй форель. Казалось, что засунь я в воду руку, то обязательно поймаю несколько рыбёшек.

На Фарерах практически нет деревьев. Из-за сильных ветров они тут не могут прикрепиться корнями к земле. Поэтому куда ни кинь взглядом – лишь трава. Даже на крышах домов. Так островитяне экономят тепло и украшают своё жилище.13305200_10154232920874784_2219183897590260675_o.jpg
Фото handluggageonly.co.uk

Блуждая по столице, я наткнулся на Центр искусств, статую Христа, деревянную церковь с высоченной колокольней, фонтан, Северный дом. В последнем можно бесплатно почитать самые свежие газеты, воспользоваться Wi-Fi и туалетом, а также дешево перекусить.

Я решился на относительно короткую пешую прогулку от Торсхавна до Киркюбурга. Прошёл кладбище, рыболовецкие склады и направлялся туда, где цивилизация заметна все меньше и меньше. Я подымался вверх, изредка оборачиваясь на пройдённый мною путь. Вокруг была потрясающая тишина. Не слышно ни звуков воды, ни ветра, до меня не доносился шум дороги или города. Абсолютная пустота звука. Казалось, что мой внутренний голос теперь неприлично громок, а сердцебиение напоминало раскаты грома. Я попытался успокоиться и замер, растворившись в чудесной тишине. Это был рай.

Но в отличие от рая на островах нет змей, зато очень много птиц. Более 200 видов пернатых. Некоторые из них живут тут постоянно, другие прилетают перезимовать. Часть из них гнездятся в скалах, поэтому наблюдать лучше с моря. Вместе с другими туристами я заказал лодку, и мы отправились любоваться скалистыми берегами. Все надеялись увидеть буревестника.

В небольшое суденышко поместилось 30 туристов, и мы отправились в двухчасовое путешествие. Дул сильный ветер, и уже вскоре наш маленький, но гордый «кораблик»стремительным потоком понесло в открытый океан. Нам сказали держаться крепче, и, должен признаться, сделали это своевременно, так как кидало из стороны в сторону весьма ощутимо. Впрочем, бывалый шкипер справился с волной, и мы заплыли в более-менее тихую бухту. Экскурсоводы обязали надеть каски и предупредили, что беречь голову стоит в первую очередь. Над нами нависало более 400 метров скалы. Но, к счастью, обошлось без камнепада. Сырость и холод сделали свое дело – я продрог до костей, а непрерывная борьба с волнами не давала времени сосредоточиться на созерцании птиц. Я попытался сделать фотографии, но чуть не выронил камеру при качке. Когда же окончательно прекратил попытки что-то запечатлеть, ко мне подлетела небольшая, весьма забавная птица с оранжевыми ногами и разноцветными перьями (прим. ред. Arenaria interpres – камнешарка). Она летала вокруг лодки и с не меньшим интересом разглядывала нас, людей.

После возвращения в гавань я чувствовал себя крайне обессиленным, а потому сразу отправился в отель спать.imgonline-com-ua-Resize-Ex5KzCzC2pKoff1.jpgФото freepik.com

День 3-ий

На Фарерах нет железных дорог, зато полно автобусных маршрутов. Они стелятся по узким горным тропинкам и даже соединяют острова с Данией, пролегают сквозь туннели. Заехав в один из них, я поразился, насколько там ярко и красочно. Вокруг мелькали разноцветные огни, и мне подумалось, что в таком туннеле здорово было бы устроить вечеринку. Водитель автобуса объяснил, такие мелькающие огни, похожие на дискотечные, не случайны. Яркий свет должен снимать стресс от долгого подземного переезда и отвлекать пассажиров от панических мыслей.

Однако наивысшее наслаждение тут доставляет другой транспорт – вертолёт. Его используют и для доступа в особо отдалённые районы при спасательных операциях, и для того, чтобы развлекать туристов. Я воспользовался этим и напросился на короткую прогулку. Это был мой первый вертолетный полёт. Кроме меня, было ещё пару пассажиров, но я придвинулся поближе к пилоту и с восторгом наблюдал, как под ногами мелькает земля с ярким травяным покровом, причудливые цветные крыши и огромное количество овец.

Приземлившись, я с наслаждением выпил горячего кофе и отведал местный знаменитый пирог с корицей. Далее зашёл в банк и был неприятно удивлён слишком большой комиссией при обмене валюты – 5% от суммы. Но что поделать, ведь на Фарерах небольшой выбор банков.

Моё путешествие близилось к концу, и один день я решил посвятить острову Нолсой, всего около 4 километров к востоку от отеля. Добраться до него предстояло на пароме. Достаточно большом, как для такого маленького острова. Вместе со мной в Нолсой ехало ещё 10 местных жителей, и те немного удивлённо поглядывали на меня, пытаясь понять, что забыл иностранец на маленьком клочке суши. Там оказалось… пустынно, рядом сновали лишь овцы. Внезапно я врезался в маленькую хижину. Это был резервуар для воды, которая накапливалась тут после дождей и по наклонной конструкции отправлялась в водопроводы соседней деревушки. Туда отправился и я, чтоб выпить горячего кофе или даже перекусить в какой-то харчевне. Едва найдя подходящее место и получив свой желанный напиток, я чуть не поперхнулся им. Мимо меня ехала женщина на одноколёсном велосипеде. Я никогда ранее не видел ничего подобного. Достаточно плотная островитянка грациозно балансировала на одном колесе и даже смогла приветственно мне кивнуть. Заговорив с ней, я узнал, что приехала она на Фареры недавно, после того, как вышла тут замуж, а одноколёсным велосипедом увлеклась после циркового представления какой-то из приезжих труп. Напоследок она рассказала, где на острове можно отведать вкусного варенья из ревеня, и мне ничего не оставалось, как прислушаться к совету. Легко найдя указанное место, я заказал домашнее лакомство, принесли его с вафлями и кофе. С большим наслаждением проглотив сладости, я спросил, что ещё можно посмотреть на Нолсой, и меня отправили к мастеру по изготовлению чучел из птиц.FaroeIslands_He_1498218582.jpgФото insidehook.com insidehook.com

Его звали Jens-Kjeld. Во дворе его дома бродили цыплята с лысыми шеями. Я постучал в дверь, но никто не открыл. Зато откликнулись соседи и рассказали, что хозяин коллекции отправился куда-то на другой остров за очередной птицей для своей работы.

Слегка разочарованный я добрёл до конца острова. На его самой высшей точке я увидел ветрогенератор. Чуть ниже заметил части другого ветряка. Позже мне рассказали, что их начали устанавливать местные жители по собственной инициативе, чтобы сделать остров энергетически независимым. Но в процессе их постигли некоторые технические сложности, и они отложили установление альтернативного источника энергии до лучших времён.Фото photo.artyo.me

Фарерские острова в настоящее время используют 60% возобновляемых источников энергии. В основном гидростанции и достаточно новые ветровые турбины. Частично импортируют нефть. Однако в скором будущем это небольшое сообщество хочет перейти на стопроцентное использование сил природы.

После моего недельного пребывания на островах мне казалось, что исследовал почти каждый сантиметр этой удивительной земли. Я видел множество птиц, бесконечные овечьи стада, познакомился со многими добродушными фарерцами и даже выучил несколько слов на датском. Я испытал волшебство абсолютной тишины и трепет перед стихией бушующей воды, попробовал вкусный пирог с корицей и погрустил вместе с хозяйкой кафе о том, что острова потихоньку вымирают, теряя своих жителей. Ведь молодёжь в последнее время всё чаще тянется к материку. Я посетовал с ней на суету, но в глубине души был уверен, что жизнь на Фарерских островах никогда не закончится, и северная сказка всегда будет притягивать к себе всё новых и новых поклонников красоты сурового края.

Факты о Фарерских островах:

Острова не входят в Шенгенскую зону, хотя являются частью Дании.

Один из островов архипелага необитаем.

Овцеводство – основная статья дохода островитян. По последним подсчётам, поголовье составляет 80 000.

Основные продукты Фареров на экспорт: рыба, каракуль, пух буревестников и гаг, изделия из шерсти.

Дома фарерцев раскрашены в красный или черный цвета, некоторые крыши жилищ прячутся под плотным травяным покровом.

Заглавное фото prinlume.com

Вам это будет интересно:
Бельгия глазами Марины Орловой: Как живут бельгийцы
Марина Орлова – проектный менеджер в культурно-общественной организации. На одном из международных проектов она встретила свою любовь – Вима, парня из Бельгии. Поехать в его страну ей удалось только тогда, когда Украина получила безвиз и о том, как живут бельгийцы, что они едят на завтрак и как у них заведено отдыхать, Марина рассказала OUTLOOK.
Мы там были: Марокко – дивная страна
Здесь вечером только открываются рынки. Без насекомых не обходится ни один дом. А со змеями люди практически научились дружить. И еще: представляете, они не мечтают о море! Обо всех тонкостях африканского Королевства Марокко нам рассказала украинский SMM-специалист Анна Фунт, которая провела там незабываемый отпуск.
Многогранный Бостон
Впечатления об этом городе во многом зависят от того, где вы были до встречи с ним. После Лос-Анджелеса Бостон может показаться очень деловым и культурно насыщенным, после Нью-Йорка – несколько провинциальным и старомодным. Но в любом случае у него яркое и запоминающееся лицо массачусетского джентльмена.
Перу. Места силы
Израиль, Индия, Мекка – эти географические точки очень важны для адептов различных религий и не только: отправившись туда в паломничество, можно испытать благодать и прочувствовать мощнейшую концентрацию энергии, даже будучи неверующим. На территории Южной Америки, в Перу, тоже есть свои места силы. Именно о них пишет наш читатель и автор Ия Зайцева.
Мы там были: Гудаури
В Гудаури легко почувствовать время, зажать его между пальцами и растянуть в пространстве, перестраивая свой внутренний ритм в режим ощущений. И уже нет дедлайна, надоедливых соседей и выезжающих на встречку лихачей. Всё это начинает казаться иллюзорным и сиюминутным. Тут, в Гудаури, другие ценности. Горы не терпят суеты, внутреннего диалога и самоедства.
Мы там были: Нью-Йорк, Вашингтон и Майями
Так сложилось, что в Америке две столицы – официальная и фактическая. Киевский контекстный менеджер Богдан Янчев побывал в обеих и рассказал нам о духе этих городов, об их достопримечательностях и том, что они представляют собой в реальности. Думаете, что Нью-Йорк пропитан дорогими духами...
Страна почти с таким же флагом. Швеция глазами украинца...
Швеция, наверное, не самое популярное направление среди украинцев. Гораздо охотнее наши соотечественники едут в теплые страны или же в более доступные и популярные европейские столицы. Наш сегодняшний собеседник, вокалист киевской группы «МЯЧ» Юрий Розенко, наоборот, пару раз в год обязательно посещает это королевство.
Мы там были: Ле-Ман – нетронутый шарм старой Франции
Антон Сак переехал во Францию, чтобы получить высшее образование. Он студент химического факультета Леманского университета (Le Mans Université). Сегодня рассказывает нам про Ле-Ман – очаровательный французский городок со своим особенным колоритом. Он мало известен туристам, но посещение его – интересная точка в маршруте.
Мы там были: Каппадокия
У каждого человека есть такой момент или случай, который он запомнит на всю жизнь. Поездка в Каппадокию и полет на воздушном шаре – одно из самых незабываемых зрелищ в жизни Елены Черниковой. Именно поэтому она делиться с нами своими впечатлениями.
Нормандия глазами Корнея Грицюка. Родина зонтиков и субмарин
Корней Грицюк продолжает делиться незабываемыми впечатлениями от французской Нормандии с читателями OUTLOOK. В предыдущем материале он рассказывал читателям о своем вояже в город Довиль. Теперь на очереди Шербург, или Шербур-Октевиль, сымый многочисленный населенный пункт в департаменте Манш!
Нормандия глазами Корнея Грицюка. Яблоки, молоко и океан. Часть 1
Для многих туристов Франция – это в основном Париж с огромной очередью на Эйфелеву башню, Лувр и окрестности с их королевским шиком или курорты Средиземного моря. А вот Корней Грицюк, путешествуя по этой стране, решил отправиться на север – в Нормандию! Для наших читателей автор подготовил цикл путевых заметок о поездке...
Мы там были: Вена
Вена – кровеносный сосуд старой Европы – аристократической, изысканной, музейной. Фотограф Юлия Кочетова рассказывает, что в этом прекрасном и роскошном городе в обязательном порядке стоит посетить оперу, зайти в царские дворцы и конечно же пить вкуснейший кофе со сливками. Из 80-ти городских музеев можно и нужно выбирать, поэтому начинаем влюбляться в Вену с Музейного квартала...
Лето на настоящем ранчо!
После просмотра фильмов об американском Диком Западе не одно поколение детей тянуло родителей к лошадям у цирка, чтобы хоть на пять минут примерить полюбившиеся образы и ощутить ту самую атмосферу. Однако лично мне пяти минут всегда казалось слишком мало. Поэтому я, повзрослев, на несколько месяцев отправилась в штат Колорадо...
Что они едят: Перу
Сегодня Ия Зайцевой делится своими впечатлениями от перуанской кухни, которая по праву считается одной из самых разнообразных и вкусных в мире. Говорят, что даже пристальные исследователи из Книги рекордов Гиннеса сбились со счета, когда включали туда перуанскую национальную кухню в качестве самой богатой на блюда.
Мы там были: Кипр – недорого и прекрасно
Здесь на улицах густо растут мандарины и, падая вам прямо под ноги, наполняют воздух приятным цитрусовым ароматом… Телеоператор Павел Петрушко побывал на Кипре уже пять раз и считает его идеальным бюджетным местом для спокойного отдыха. Он рассказал нам о том, как максимально удобно устроить свое пребывание там.
Открытки с Черногории
Resale активистка и предпринимательница Марьяна Буяло с отцом инженером-конструктом Виктором привезли из спонтанной, но очень вдохновляющей поездки в Черногорию необычные впечатления и сотни фотографий, которыми они охотно поделились с OUTLOOK, а мы - с вами.
Португалия глазами Елены Шикиты
Елена Шикита, графический дизайнер, однажды погостив у друзей в Португалии, так влюбилась в эту замечательную страну, что решила вернуться и перезимовать. Остановившись в небольшом городе Кашкайш насладилась красотами, вкусной едой и, конечно же, ласковым солнцем этой южно-европейской жемчужины. Лена поделилась с нами своими впечатлениями...
Озеро Титикака и его острова: вторая чакра Земли
Мы продолжаем наш цикл рассказов и путевых заметок Ии Зайцевой о Перу. Сегодня вашему вниманию предлагается материал, посвященный легендарному озеру Титикака. Прежде всего, удивляет сам факт существование озера, да еще и рекордсмена, на высоте 3811 метров. Оно – самое высокогорное пресноводное и судоходное озеро в мире.
Мы там были: Неаполь
Фотограф и читатель OUTLOOK Роман Матков побывал в итальянском Неаполе. И совершить это путешествие ему удалось всего за 160 евро! Итак, львовская кафешка. Где-то с пятой попытки нам удалось забронировать хостел (путешественникам на заметку: чипированная банковская карта – это musthave во время евротуризма и не только.
Ирландия – скалы, пабы и леса лепреконов. Рассказывает Кирилл Тымченко
Редкий турист долетит до Ирландии: страна далекая, небольшая, дорогая и со сложным визовым режимом. Но при этом настолько красивая и не похожая ни на какую другую, что это непременно стоит сделать. О впечатлениях от эксклюзивного ирландского путешествия OUTLOOK рассказал ТВ-редактор Кирилл Тымченко.