Город контрастов. Кабул
Современный Кабул – это два параллельных мира, разделённых небольшой рекой. По её левую сторону раскинулся Новый город. Там расположены дворцы, офисы международных компаний, вертолётные площадки, правительственные здания, посольства, университеты, новострои в европейском стиле. Там работают цветочные магазины, кофейни, современные торговые центры, творческие мастерские, салоны красоты, открыты спортивные площадки. Вся эта часть Кабула пронизана широкими бульварами и садами. Напротив, по правую сторону реки, живёт своей размеренной жизнью Старый город. Он больше напоминает узкий лабиринт из кое-где покрытых брусчаткой улиц. Его серо-коричневые сложенные из самодельного кирпича-сырца невысокие здания петляют в каком-то затейливом танце, понятном лишь местным. Между них без присмотра пасутся домашние животные, стаями бегают бродячие собаки, играют дети. На этой стороне нет парков. Объединяют два берега – мосты и пыль. Иногда её в городе так много, что небо приобретает желтоватый оттенок, а сама она забивается в каждую складочку одежды, оседает на волосах и в уголках губ.
Фото В Отпуск.ру
И над левым, и над правым берегом одинаково нависают бесчисленные маленькие домишки. Они карабкаются на окружающие город скалы всё выше и выше, образуя огромный горный кишлак, куда редко наведываются почтальоны и санитарные врачи. Там нет названий улиц, напрочь отсутствует нумерация домов. Как таковых удобств в этой части столицы не существует. Лишь редкие бюветы. Хозяева этих хибар бывшие кочевники, которые в поисках лучшей жизни перебрались в большой город. По вечерам эта импровизированная «достройка» загорается тысячами огоньков, что и создаёт впечатление звёздного ореола вокруг города.
Фото vestikavkaza.ru
Просыпается Кабул очень рано. Уже в четыре утра тишину разрезают голоса муэдзинов. А учитывая, что в городе более полутысячи мечетей, звуки призыва к молитве проникают в каждый дом. Первыми на улицу выходят торговцы и ремесленники. Они заполняют площади, базары. Чайханщики раскидывают свои светлые шатры, раздувают самовары и выставляют на столик чашки, приглашая отведать чай. Потом появляются торговцы зеленью, овощами и фруктами. Они раскладывают абрикосы, яблоки, виноград, арбузы, дыни, сливы, персики, вишню. Сверху на ягоды обязательно кладут лёд, чтоб товар не испортился под лучами жаркого солнца. Чуть позже по улицам начинает распространяться запах жарящегося в травах мяса, свежего хлеба. Многие афганцы, прикупив съестного, тут же и завтракают, прямо на улице запивая еду фрешем. Постепенно улицы заполняет пёстрый людской поток. Кто-то одет совсем по-европейски, другие сочетают излюбленные тут каракулевые шапочки с деловыми костюмами, иные предпочитают жилеты и белые чалмы, просторные халаты. Девушки семенят в джинсах и пёстрых рубахах, женские фигуры движутся в бесформенных длинных одеждах. А мимо на большой скорости проносятся автомобили, автобусы, грузовики. Почти все они украшены невероятными узорами, аппликациями, иллюминацией, разноцветной бахромой, картинами. Эти машины больше напоминают рождественские ёлки, что так и мелькают перед глазами на большой скорости. К украшательству транспорта кабульцы относятся ответственно. Каждый автовладелец пытается отделать своё авто ярче, чем у соседа, при этом забывая про правила безопасности. Наклейки, талисманы, кружева клеят даже на лобовое стекло, да так, что разглядеть, кто движется напротив, становится проблематично. Среди всего этого пёстрого автостада лавируют велосипедисты. Часто по два-три седока на одном велосипеде. То и дело в этот строй врезаются громоздкие повозки, до отказа заполненные овощами и фруктами, двухколёсные пролётки, запряжённые осликами.
Фото vokrugsveta.ru
Кабул древний город. Впервые его упоминают в древнеиндийских гимнах, написанных две тысячи лет до нашей эры. А его удачное расположение на Шёлковом пути притягивало к нему немало завоевателей. С мечом сюда приходили и Александр Македонский, и Чингисхан, и основатель империи моголов Бабур, наведывались англичане. Такая богатая история почти не оставила материальных следов древней цивилизации. Однако посмотреть в Кабуле всё же есть на что.
На одном из хребтов, что его окружают, выделяются крепостные стены с огромными и неровными зубцами. Возведённая ещё в пятом веке защитная стена высотой в семь метров и шириной в четыре, выдержала немало сражений. Немного поодаль стоит цитадель Бала-Гиссар, известная больше как тюрьма для несогласных с политикой эмиров. В самом городе восхищение вызывает бывший королевский дворец «Арг» с многочисленными бойницами и башнями, кажущийся неприступной твердыней. Ныне в нём разместились органы народной власти. У его входа стоит танк, который первым прорвал оборону дворца в апреле 1978 года и въехал на его территорию.
Фото TimeServer.ru
Есть в Кабуле и более приятные места. Излюбленное место отдыха горожан - сад Бабура. Его пятнадцать цветочных террас спускаются по склону горы, на его территории бьют фонтаны, на деревьях поют птицы. В тени столетней листвы разрешается расстелить коврик, выпить чаю или даже вздремнуть. Окружённый белой мраморной стеной сад является и гробницей основателя великой династии моголов – Бабура. Любят афганцы и побродить по, как его тут называют, «советскому микрорайону». Жилые «хрущёвки», построенные в середине прошлого века специалистами из СССР, до сих пор считаются престижным жильём. Обитают там около пяти тысяч человек. Стены домов в районе густо исписаны граффити на тему войны и мира. Обязательными для посещения местные называют также музей эмира Абдурахмана, нанёсшего сокрушительный удар англичанам, крепость Балла Гиссар, в которой ныне размещены части афганской армии, форт Колола Пушта, национальный музей Афганистана, основанный в начале прошлого века. И хотя его экспонаты на первый взгляд кажутся незначительными, всё же стоит на них посмотреть, ведь они пережили не один погром талибов. Есть в городе уникальный зоопарк, где собраны практически все виды животных и птиц, обитающих в Афганистане.
Фото vokrugsveta.ru
Часами можно бродить по кабульским рынкам. На улице «Чикен стрит» целый день толпятся продавцы редких книг, антиквариата, свои работы выставляют на продажу ремесленники. Часто изделия на продажу изготавливают тут же, и можно понаблюдать, как опытные руки мастера шьют кошелёк или сумку, кроят «карзайку» из каракуля, ткут покрывала и изготавливают ювелирные украшения. Наибольшей популярностью у туристов тут пользуется лазурит, шапки «пуштунки», оружие времён первой мировой войны. Ценность представляют ковры-белуджи. И хотя они скорее относятся к новейшему афганскому искусству, уже имеют своих почитателей. Особенность белуджи в том, что главная тема их рисунков – война. Танки, автоматы, беспилотники, пули, базуки, гранаты, вертолёты. Вдохновением для таких ковров послужила многолетняя война. Стоимость одного такого изделия колеблется от 200 долларов до трёх тысяч за единицу. Настоящий птичий рай существует на одноимённой улочке. Её облюбовали обладатели пернатой живности. Посмотреть или прикупить тут можно банальных кур, голубей, куропаток, а также редких длиннохвостых попугаев, соколов.
Фото Cameralabs.org
К заходу солнца городская суета стихает. На улицах зажигаются тысячи разноцветных гирлянд, а из окон домов и закусочных начинают разноситься запахи плова и шашлыка. Кабульцы садятся ужинать. Особые же романтики отправляются на поросший соснами холм Тап-е-Шахид, откуда открывается захватывающий вид на весь Кабул. Даже в самые жаркие дни там прохладно, а весной воздух ещё и наполнен сладкими ароматами. Ведь тогда вокруг города на холмах расцветают тысячи алых и белых тюльпанов.
Заглавное фото: goeverywhere.ru