Инновационные проекты Казахстана. МЦПС и СЭЗ «Хоргос»
Республика Казахстан расположена в самом центре транзитных наземных маршрутов из Европы и Ближнего Востока до Китая и Дальнего Востока. И сегодня эта страна, которая граничит с Китаем и Россией, может выступать в качестве отличного транспортного коридора для грузовых перевозок как между этими территориями, так и для Турции, Ирана и других государств в Западной Европе, Центральной Азии, Закавказья и Ближнего Востока. В этом контексте приграничное сотрудничество играет особо важную роль Казахстана в развитии международных отношений.
С целью поспособствовать развитию подобного сотрудничества был создан центр "Хоргос", который можно считать уникальной организацией и действительно прорывным проектом. Международный центр пограничного сотрудничества Хоргос представляет собой огромную логистическую базу, созданную по инициативе глав двух государств Китая и Казахстана. Это два смежных участка общей площадью 560 гектаров (с которых на территории Казахстана находится 217 га). Эта часть центра в перспективе будет развиваться как местность с современной городской инфраструктурой, расположенных на территории обоих государств и соединенных между собой специальным пешеходно-транспортным переходом.
Ресурсы, промышленный и транспортный потенциал предоставляет много возможностей для капиталовложений, в то время как благоприятная инвестиционная среда в Казахстане обещает высокую отдачу на капитал.
В рамках пресс-тура, в посещении объектов свободной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота» и Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» помимо журналистов с нескольких десятков стран и казахстанских представителей СМИ, приняли участие Министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов, а также более 50 иностранных послов и генеральных консулов.
За период поездки гостям презентовали основные объекты нового транспортно-логистического хаба. Все участники могли лично убедиться в огромных масштабах и дальнейших перспективах расширения этого важнейшего объекта инфраструктуры трансконтинентальных перевозок и приграничной торговли.
Как отметил господин Идрисов с началом функционирования «Хоргос» создается новые возможности для дальнейшего расширения торговли и инвестиционного сотрудничества, а также, что немаловажно, значительного ускорения транспортных перевозок на огромном пространстве между Китаем, Европой, странами СНГ и Ближним Востоком.
Министр иностранных дел также сакцентировал внимание представителей дипломатического корпуса и СМИ на том, что некоторые международные експерты сейчас говорят о возрождении новой «Большой игры» в регионе, особенно в контексте реализации новых проектов Шелкового пути:
- «Эти сравнения консервативны и не имеют ничего общего с современным Казахстаном и нашим видением ситуации. Казахстан выступал и выступает за трансформацию философии «Большой Игры» (Great Game) в философию «Большой выгоды» (Great Gain) для всех. Мы убеждены, что развитие торговли и транспортных связей в регионе имеет достаточно пространства для того, чтобы удовлетворять интересы и приносить выгоду всем – Китаю, странам Запада, и, естественно, Казахстану» - сказал господин Идрисов.
В свою очередь Канат Алпысбаев, - вице-президент «НК «Қазақстан Темір Жолы» (Казахстанские железные дороги) отметил, что за последние 5 лет транзитный объем по маршруту Китай – Европа вырос в 17 раз. Созданная в целях наращивания транзитно-транспортного потенциала сухопутных коридоров Казахстана и Китая железнодорожная и логистическая инфраструктура на границе позволяет обеспечить перевозки груза в объеме более 40 млн. тонн.
На территории одного из объектов хаба провел презентацию на тему «Реализация проекта Сухой порт «KTZE – Khorgos Gateway» («Хоргос – Восточные Ворота») в сотрудничестве с крупнейшим в мире логистическим оператором DubaiPortWorld» генеральный директор ТОО «KTZ – Khorgos Gateway» Карл Гейсен. «Khorgos Gateway» является первым наземным портом в Казахстане, а также самым крупным логистическим парком в Центральной Азии. Высокофункциональные погрузочно-разгрузочные возможности Сухого порта предлагают эффективную, экономичную доставку товаров через Новый Шелковый путь. К настоящему моменту подписаны договоры с компаниями Hewlett Packard, Toyota, FESCO, DBSchenker, BRAVIS по формированию контейнерных поездов транзитом через станцию Алтынколь и обработкой на СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», отметил господин Гейсен.
Среди других важных особенностей проекта «Хоргос» – возможность безвизового пребывания на территории МЦПС на срок до 30 дней, беспрепятственное прохождение лиц, транспортных средств и товаров между казахстанской и китайской частями центра и освобождение от оплачивания таможенных взносов за товары, стоимость и вес которых не превышают 1500 евро и 50 кг соответственно.
Создание МЦПС «Хоргос» и дальнейшее его развитие как опорного пункта евроазиатского моста на «Великом Шелковым пути» открывает новые перспективы для расширения торгово-экономического сотрудничества, развития международного туризма, а также решения социально-экономических вопросов развития приграничных регионов.