Ювелирное мастерство Казахстана
С незапамятных времен считалось, что дама без украшений подобна дереву, потерявшему листву. Во славу женской красоты и изящества трудились ювелирные мастера, названные зергерами (это слово персидского происхождения в переводе означает «золото»). С утра до ночи звучал в их ушах звук, издаваемый молоточком, которым били по наковальне, чтобы превратить материал в прекрасное изделие.
Самое сложное и дорогое убранство представляло собой свадебный головной убор сакеле, изготовленный из красного бархата, дополненный вставками из серебра и лентами, на которые были нанизаны всевозможные драгоценные камни. Чаще всего встречались кораллы, призванные защитить от порчи, и жемчужины, способствовавшие благоприятной жизни. Для того чтобы чудо-изделие заиграло красками, мастеру требовалось не меньше года.Фото saveig.org
Среди украшений, которые предписывалось носить незамужним девушкам, наиболее популярным является шолпа. Выглядел этот изысканный аналог современной заколки так: на ажурной подвеске, серебристыми нитями цеплявшейся за волосы, крепились монеты. Украшение обязывало девушку, вплетающую его в косу, иметь плавную походку – чем мягче была ее поступь, тем нежнее раздавался звон свисавших монет.
Еще одна вершина ювелирного искусства Казахстана, покорившая сердца европейцев, – браслет бес блезик. Это украшение, главное значение которого состояло в том, чтобы защищать от негативного влияния, представляет собой ограненные камни красной яшмы, окруженные цепочками. К серебру добавлялась медь, чтобы придать сплаву жесткость. Кстати, подобное отношение к этому металлу с давних лет можно объяснить бактерицидными свойствами, а также знаниями о том, что это вещество содержится в тканях живого организма. Что касается растительного орнамента, выделяющегося в рисунке украшения, то выбор в его пользу обоснован приходом ислама в Казахстан – эта религия запрещает изображать людей на аксессуарах.
Вопреки сложившимся представлениям о том, что искусство должно служить лишь во славу женской красоты, казахи создавали украшения еще и для мужчин. Для воинов предназначались особые перстни «от сглаза». Так джигиты предпочитали кольцо под названием кус тумсык, на которое ведуньи начитывали заклинания, призванные защитить на войне жизнь и здоровье человека, носившего его. Выбор серебряного кольца объяснялся еще и старинными представлениями казахов. Блеск, который излучает серебро, в Казахстане любили сравнивать с нежным лунным светом, а само ночное светило именовали «бледной планетой», давшей рождение благородному металлу. Подобная взаимосвязь, объединявшая мифологию с верой в астрологические прогнозы, объясняет, почему казахи были уверены в магических свойствах некоторых украшений.Фото baurphoto.kz
Как гласят древние предания, первым ремесленником, придавшим кропотливому труду оригинальность и изысканность, был Дауд Пайгамбар, более известный как пророк Давид. О его искусности слагают легенды: в руках Дауда металл становился мягким и податливым, словно тесто, а сила мастера была мощнее огненных искр, которые никогда не обжигали ювелира. Именно этот рассказ подчеркивает отношение казахов к золотых дел мастерам: поговаривали, что такие люди способны исцелять других, поэтому даже к месту их работы относились с особым уважением, граничащим с почтительной робостью. Страдающие от физической и душевной боли порой приходили в мастерские и просили переночевать рядом с наковальней – если мастер был достаточно великодушен, он зажигал свечу, прося высшие силы излечить больного.
Также считалось, что помимо выдающихся способностей, зергеры обладали высокоморальными принципами. Верили, что серебро сложится в витиеватый узор лишь в руках человека, постигшего таинственную душу человеческую. Он легко прочитает в глазах собеседника, о чем тот печалится и в какую степь устремляются его мечты. Вот почему многие зергеры были еще и поэтами – глубокое постижение действительности подводило их к стихотворным изыскам. Как впоследствии вспоминал один такой потомственный ювелир, родные учили его жить по законам совести и быть верным делу своей жизни, ведь мастерство не терпит лицемерия.
Заглавное фото pinterest.com