Зимние забавы Василия и Маланки: карнавал по-украински
Принимая сторону светлых сил, ловкие поселяне не забывали нагреть руки в огне вселенской битвы.
До 1918 года украинцы праздновали Новый год по юлианскому календарю. Тридцать первого декабря в храмах возносили молитвы преподобной Мелании Римлянке, а первого января православный мир чтил память архиепископа Василия Кесарийского, одного из трех Отцов Церкви. После введения григорианского календаря праздничные даты сместились на четырнадцать суток вперед. Именины Маланки пришлись на Щедрый вечер, а Васильев день превратился в Старый Новый год.
Простой народ, далекий от богословских распрей, почитал Василия и Меланию не по церковным канонам, а ворчание священников пропускал мимо ушей. Образы святых смешались с пережитками язычества: Василий перенял черты солнечных богов, а Маланка отождествлялась с богиней Луны, ведавшей семейными делами и таинством рождения. Неслучайно в селах под Щедрый вечер отправляли детей с гостинцами к повитухе, девицы гадали на женихов. Сватовство на Маланку предвещало молодоженам мир и любовь.Фото rukotvory.com.ua
Карнавальные шествия в дни зимнего солнцеворота были распространены у всех индоевропейских народов. В каждой деревне собиралась ватага ряженых из числа молодых неженатых мужчин. Самого бойкого парня наряжали Маланкой – поверх шаровар повязывали плахту и передник, белили и румянили лицо, подводили брови, а к шапке привязывали длинную косу из оческов шерсти и пакли. «Красну девицу» сопровождала пестрая компания: Дед и Баба, Пахарь, Цыган с Цыганкой, Коза, Медведь, Шинкарь, Солдат и целая орава пронырливых чертенят. Высокому юноше отводили роль Журавля, а самый младший становился Котом и громко мяукал, выпрашивая угощение.
Раскрасневшиеся от смеха и наливки физиономии маланкарей скрывали смешные деревянные маски. Молодые люди, изображавшие животных, облачались в меховые штаны и вывернутые наизнанку тулупы, к которым сзади привязывали хвостик-метелку из лохмотьев. Медведям на Буковине полагалось носить за спиной огромные соломенные крылья, украшенные цветными лентами и бусами. В степных регионах, где не хватало древесины, лица разрисовывали сажей и белой глиной, а мордочку Козы делали из ивового прута. Раскол на переднем краю обозначал рога, которые обматывали материей и привешивали по сторонам ложки-уши. Между рогов пропускали тонкий конец ветки, чтобы получился обруч.
В девичьих компаниях у Маланки появлялся озорной и веселый жених по имени Василь – смекалистая и острая на язык девушка, переодетая в мужской костюм. В дома певуньи не заходили: переступать порог чужой хаты в Щедрый вечер и Васильев день дозволялось только мужчинам.Фото prm.ua
Молодежь с песнями и плясками бродила по улицам, забрасывала прохожих снежками и устраивала соседям каверзы. Считалось обычным делом снять ворота с петель или насыпать золы на порог. Короткий световой день ассоциировался с разгулом первозданного хаоса, поглотившего солнце, поэтому на святки разрешались любые шалости. В буйстве стихий зарождался новый миропорядок, но пока тьма в своем праве, все правила и условности отменяются, а между мирами возникает брешь, через которую могут проникнуть потусторонние гости.
Крестьяне были рады заручиться поддержкой тайных сил и не возмущались, когда «Маланка» шарила в печи и разбрасывала кухонную утварь, а ее спутники учиняли в доме кавардак. Черти строили рожи и гонялись за детьми, Цыганка гадала на картах, Медведь ревел и плясал вприсядку, Журавль бил в бубен, Дед с Бабой затевали потешные перепалки, а Шинкарь заигрывал с хозяюшкой. Кульминацией программы становились театрализованные действия, в которых прослеживался общий мотив смерти и воскрешения жертвенного животного, связанного с культом плодородия. В одной из обрядовых песен-щедровок лихой казак убивает Козу выстрелом в сердце, но добрые люди уговаривают бога оживить ее. Спасенная Коза несет в мир божье благословение: там, где она пройдет, хорошо родит хлеб. Под конец Пахарь очерчивал лемехом круг вокруг дома, преграждая путь невзгодам, болезням и колдовству.
В роли тотемного животного также выступала свинья – близкая родственница золотого кабана Гуллинбурсти, на котором ездил скандинавский бог лета Фрейр. Даже в бедных семьях во главе стола красовался «кесаретский поросенок», зажаренный целиком. Кости, собранные после трапезы, закапывали в поле, на грядках и в хлеву, чтобы к осени быть с урожаем и приплодом. Праздничный цикл завершался обрядом засевания, который проводили мальчики от семи до четырнадцати лет. Горницу осыпали зернами ржи, пшеницы, ячменя, овса и гороха, желая хозяевам счастья, здоровья и богатства. В старину верили, что добрые пожелания прорастают в будущее.Фото politeka.net
В наши дни Щедрый вечер и Старый Новый год можно отпраздновать в городском парке, где выступают фольклорные ансамбли с аниматорами. Самые красочные гуляния, не растерявшие непосредственности и сочного народного юмора, разворачиваются в городе Вашковцы и поселке Красноильск в Черновицкой области. Выдавая Маланку замуж за Василия, местные жители устраивают потрясающий карнавал «Переберия», в котором задействованы злободневные персонажи – полицейские, бандиты, политики и эстрадные кумиры.
Итоги сезона подводят в Черновцах на этнофестивале «Маланка Фест», выбирая лучшую труппу года. Команды разных городов и сел проходят парадом по городу, показывая зрителям свою удаль. Мастерство народных умельцев заслуживает не меньшего восхищения: живописные костюмы маланкарей изготовлены вручную. Живая традиция не замыкается в прошлом: она создается у нас на глазах и смотрит в будущее с надеждой.
Заглавное фото nashkiev.ua