Слепи себе хобби. История гончарства
Уникальность глины была подмечена нашими далекими предками, которые жили в пещерах, одевались в шкуры и добывали огонь с помощью камней. Бесформенные сосуды для хранения воды и пищи, конечно, мало напоминали аккуратные пропорциональные емкости, да и правильному обжигу не поддавались, но восторженные тем, как смесь в руках превращается во что-то значимое, древние люди начали приписывать ей всевозможные магические свойства. Как результат, позже мифология и даже священные писания некоторых народов пополнились преданиями о сотворении первого человека именно из этого материала. Так, например, шумерские легенды гласят, что нашему прототипу дал жизнь некий бог Эа, предварительно убивший своего «коллегу» Кингу. Смешав кровь жертвы с глиной, он получил чудо-смесь, из которой и был вылеплен человек.
В одном из древнекитайских мифов, к счастью, обошлось без криминала: богиня Нюйва – создательница всего на земле – тоже решила для «изготовления» людей использовать глину, но без «добавок». К тому же особей, впоследствии ставших представителями благородных семейств (правителями, богачами), она лепила собственноручно, продумывая каждую деталь. А вот «производство» низших слоев общества было не таким серьезным: веревка окуналась в смесь, и налипшие комочки попросту расплескивались по земле…Фото virginexperiencedays.co.uk
Кстати, о веревке как элементе гончарного дела в мифе говорится не случайно. Чтобы хоть как-то улучшить форму изделий, древние мастера использовали именно ее. Впрочем, больших результатов это не давало, а переломный момент наступил, только когда в рабочем арсенале умельцев появился специальный гончарный круг. Точно определить дату рождения и страну-производительницу устройства, открывшего новый этап в истории этого дела, исследователям по сей день не удалось, но первые упоминания о приспособлении можно встретить еще в Ветхом Завете. Изобретение значительно упростило процесс производства глиняных изделий, а его распространение по миру придало им определенный колорит. Так, история «общенародного» гончарного дела в каждой стране стала приобретать свои особенности. Например, в Китае о высоком уровне развития этого ремесла свидетельствуют изобретенные там фарфор и керамика. В Древней Греции чуть ли не на каждой настенной фреске отображена работа мастеров над разными глиняными сосудами. Греческие вазы, задекорированные зачастую черной глазурью, слыли незаменимым атрибутом роскоши.
Читайте также: Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
В мастерских на славянских землях отдавали предпочтение естественному цвету материала, дополняя вылепленные кувшины, макитры и прочие изделия выдавленными геометрическими или цветочными орнаментами. Самое широкое разнообразие последних представлено в тематическом музее, который находится в украинском городке Опошня Полтавской области.Фото opishniaturist.blogspot.com
А вот на африканской территории экспонировать коллекции еще рановато, ведь обитатели некоторых тропических ее регионов до сих пор мастерят изделия методом накладывания глины на уже готовую посуду. Не мужское это дело – горшки лепить, считают жители Бенина, Зимбабве, Малави и соседних государств, поручая эту работу исключительно женщинам. Самодельный прилавок с сувенирами, больше напоминающими археологические находки, чем современные поделки, имеется чуть ли не в каждой деревушке.
О ремесле тысячелетней давности помнят и сейчас. Правда, все чаще глиняные изделия применяются не в роли кухонной атрибутики, а как элемент декора или сувенирной продукции. Говорят также, работа с этим природным материалом помогает избавиться от негативной энергии и отлично снимает нервное напряжение. Так что, создавая красивые поделки, можно одновременно и стабилизировать психическое состояние. Кто знает, возможно, таким методом со стрессами справлялся и гончар из Великобритании Марк Бейлис, установивший гиннессовский рекорд, вручную вылепив за час 150 горшков.
Заглавное фото pomorskie-prestige.eu