Ручная работа: персидские ковры
Размеры творения поражали: 122 метра в длину и 30 в ширину ковер весил несколько тонн. Но самым потрясающим был узор. Земля на нём была вышита из золотых нитей, вода устлана прозрачными драгоценными камнями, цветы и плоды на диковинных деревьях сделаны из самоцветов. Предание повествует, когда ковёр расстилали, появлялся весенний ветер с присущим ему ароматом цветов и радости. Однако в середине VII века в Персию вторглись арабы. Палас был разрезан на куски и увезён из столицы Сасанидов по частям.Фото odysseytraveller.com
Богатый декор восточных ковров восхищает, завораживает и ныне. Порой невозможно оторвать взгляд от их витиеватого орнамента, выполненного с поразительной точностью миниатюры. Но персидские паласы – это не только искусство, а и глубокий символизм, хранящий информацию об ушедших эпохах, культах, истории целых народов. Также это обереги, защищающие их хозяев от дурного глаза и злых языков. Среди популярных мотивов древнеиранских изделий рыбы, птицы, животные, цветы, дерево жизни. Последнее почиталось как знак плодородия, спасительный оазис.Фото bidabadi.com
У большинства персидских ковров есть центр – цветок. Его значение интерпретируют по-разному: всевидящее Божье око, лотос, зеркальное отражение узора, покрывающего изнутри купол мечети. Если есть такой медальон, все остальные детали орнамента группируются вокруг него.Фото news.tourshow.ru
Тканые шедевры ручной работы высоко ценят за качество, комфорт и красоту. Средняя стоимость одного квадратного метра шерстяных изделий около пятисот долларов, шелковых – две тысячи. Если палас старый и перешагнул столетний рубеж либо выполнен настолько искусно, что нет ему равных, его цена может вырасти до 6-10 тысяч долларов за один квадратный метр.
И хотя на территории современного Ирана действует немало фабрик и мануфактур, где производство ниточного великолепия поставлено на конвейер, настоящие ценители ищут только ручную работу. Ведь связывая между собой узелки и таким образом выплетая архисложный рисунок, мастер вкладывает в это произведение частичку своей души, подчас отдавая до пяти лет своей жизни.Фото oakslandtravel.com
Сначала на раму туго и плотно он натягивает нити. Затем, как бы штопая прорехи, пускает их по горизонтали. Получается ковер – основа будущего изделия. Далее начинается магия. Умелые руки ряд за рядом обвивают каждые две нити, завязывая узелки. Их характер зависит от региона, где плетут ковёр, местных традиций и предпочтений автора. Нити постоянно сбивают гребнем с длинными зубцами, сжимая и уплотняя рисунок. Через каждые 7-10 сантиметров ковёр аккуратно подстригают, оставляя ворс нужной длины. Чем плотнее выходит изделие, тем оно выше ценится. Иногда количество узелков в шерстяных коврах достигает одного миллиона на один квадратный метр. В шёлковых и того больше.
Фото naintrading.co.uk
В то же время стоить недёшево могут и относительно простые дорожки, созданные кочевниками на элементарных ткацких станках. Они плетут рисунок по памяти, используют грубую шерсть, а плотность созданного рисунка не превышает ста тысяч узелков на один квадратный метр. Однако в этом случае ценится следование традициям и искусство, передаваемое поколениями.
Самому старому в мире персидскому ковру почти 2,4 тысячи лет. Он был найден в одном из курганов на Алтае, где благодаря низким температурам хорошо сохранился. Находку признали сенсацией, ведь стало ясно, что спустя столько времени технология восточного ковроткачества осталась неизменной.
Фото flickr.com
А другой легендарный тканый представитель этого вида в Иране удостоился Книги рекордов Гиннеса. Самый большой ковёр, сотканный вручную, сегодня украшает пол одной из мечетей эмирата Абу-Даби. По длине он достигает 130 метров, в ширину почти полсотни. Весит тканое чудо 48 тонн. Над ним работали в течение двух лет более тысячи иранских мастериц. А доставляли этот ковер в Абу-Даби двумя самолетами. Стоимость гиганта около 6 миллионов долларов.Фото kylym.net
Заглавное фото .theorientalrugshop.co.uk