Перфекционизм – дело ювелирное...
Хозяин заведения, Карл Густавович Фаберже, наверняка видел в этом хаосе грядущий закат своей карьеры. Но, может, и втайне надеялся на вторую жизнь собственного наследия. Если бы он знал, что так оно и произойдет, – вряд ли душевные силы маэстро оставили бы его так быстро… Это имя вызывает особый резонанс в аукционных залах. Изделия Фаберже, в свое время покинувшие родину за бесценок, – предмет борьбы между самыми матерыми коллекционерами и бизнесменами, сражающимися как за уникальное мастерство, так и за гарантированную прибавку к статусу. Но вместе с тем такой колоссальный спрос породил и массу подделок, осевших в домах хозяев с претензией на принадлежность к элите. Неудивительно, что у многих «ценителей искусства» при деньгах можно встретить наиболее лакомую часть наследия маэстро – яйца Фаберже, которые при ближайшем рассмотрении оказываются лишь их грубоватой копией.
Фото materialdistrict.com
Большинство же подлинных изделий, в количестве 52, являлись пасхальным подарком для императриц Романовых, 7 яиц были изготовлены для жены крупного золотопромышленника Варвары Кельх, еще 10 – попали в частные коллекции, тогдашние владельцы которых по большей части до сих пор неизвестны.
Первое пасхальное яйцо у Фаберже было заказано императором Александром III для его жены, Марии Федоровны, в 1885 году. По сравнению с последующими экземплярами оно вышло достаточно простым: белая эмалированная скорлупа, золотой «желток» и выполненная из того же драгоценного металла курица с рубиновыми глазами, спрятанная внутри. В самой наседке, по принципу матрешки, таился еще один «сюрприз» – миниатюрная корона. Фаберже действовал наверняка: он взял за основу сувенир давних лет, хранившийся в родной для императрицы Дании. Марии Федоровне так понравился пасхальный подарок, что она, а потом и ее невестка, жена Николая II Александра Федоровна, получали его каждый год до самой революции.
Читайте также: Мандалотерапия
При разработке дизайна очередного яйца ювелиры опирались на три постулата: уникальность, наличие «сюрприза» внутри и отображение в нем актуальных для страны или государя событий. Над этой задачей корпели лучшие мастера дома Фаберже: Михаил Перхин, Франсуа Бирбаум, Генрик Вигстрем. В процессе создания изделий реализовывались сложнейшие конструкционные решения, вдыхающие жизнь в спрятанные игрушки, заново рождались старинные приемы, такие как гильоширование эмали и смелая игра с цветовой палитрой.
Фото tatler.com
Принято считать, что самым крупным коллекционером яиц Фаберже (да и других творений маэстро) среди частных лиц является российский олигарх Виктор Вексельберг, который в 2004 году приобрел собрание Малкольма Форбса. Данная сделка вызвала немалое возмущение среди других желающих обзавестись ювелирными шедеврами, так как потомки издателя изначально планировали выставить их на аукционе. Однако Вексельберг сумел договориться с владельцами о продаже 15 яиц (11 из которых – императорские) до старта всеобщих торгов. Цена вопроса неизвестна, но называются цифры от 130 до 250 миллионов долларов…
Что касается нынешней стоимости яиц Фаберже, то она за последние несколько десятилетий преодолела рубеж в 7 нулей. Например, вышеупомянутый Вексельберг приобрел композицию «Коронационное» где-то за 20 миллионов долларов. Цена зависит от ряда факторов, начиная от принадлежности яйца к императорской коллекции и заканчивая состоянием самого предмета (сломанные и даже реставрированные практически непригодны к продаже), а также сложностью работы (особенно ценится наличие часового механизма). Кроме того, учитывается стоимость на момент создания изделия, от которой ювелиры «пляшут» весьма своеобразно. К примеру, яйцо «Зимнее» в 1913 году оценивалось в 24 600 рублей, что по меркам 1994 года, когда оно было выставлено на аукцион, составляло 246 000 долларов. Тем не менее с молотка творение Фаберже ушло более чем за 5 миллионов долларов, а спустя 8 лет его перепродали практически вдвое дороже.Фото hydrogizmos.com
Так что императорский подарок является не только элитным видом коллекционирования, но и отличным шансом заработать. Достаточно поддерживать изделие в хорошем состоянии несколько лет, и потери на приобретение с лихвой отобьются благодаря новым желающим прикоснуться к великому. Завершим статью словами Виктора Скрулова, эксперта аукционного дома «Кристис»: «Знаете, почему произведения любого художника после смерти сразу становятся в пять раз дороже? Потому что мастер уже неповторим! Вот почему действующие фирмы ʺКартьеʺ и ʺТиффаниʺ не имеют таких цен, как ʺФабержеʺ».
Заглавное фото vistanews.ru