Сделано в Швеции: далекарлийская лошадка
В скандинавской мифологии лошадь тесно связана с божествами солярного пантеона: в дни солнцестояния свейские и саамские племена приносили в жертву жеребцов белой, рыжей и соловой масти, выпрашивая у солнечных богов щедрый урожай и не слишком голодную зиму. Позже выяснилось, что светило не погаснет, если вместо холеного коня предать огню символическое изображение лошади.
Фото thedailywonders.com
Со временем вырезание коньков из дерева утратило сакральный смысл и превратилось в забаву простонародья. Выполнив суточный план по столам и стульям, деревенские умельцы вырезали для детей игрушечных коньков из обрезков древесины, выражая запоздалую благодарность крестьянской лошади-труженице.
Церковь не одобряла практик, напоминающих о языческом прошлом. Первое упоминание о любимой шведской игрушке представляет собой гневную речь епископа Рудбекиу, направленную против «бесовского орудия». Промысел процветал только в отдаленной северной провинции Даларна, которая раньше называлась Далекарлией: глухие приполярные деревни, затерянные среди лесов, жили по своим законам, счастливо избегая надзора светских и духовных властей.Фото livemaster.ru
Поначалу лошадок не расписывали и даже не окрашивали, но чего не сделаешь для привлечения покупателей: купцы из южных областей обменивали продовольствие и одежду на деревянных коньков. В XIX веке игрушки начали украшать растительным орнаментом курбитс, широко востребованном в церковной росписи. Согласно библейской легенде, пророк Иона спасался от нечестивых жителей Ниневии под кустом курбита, который вырос по велению Бога всего за одну ночь.
За последние двести лет кустарное производство далекарлийских лошадок практически не претерпело изменений. Большинство сувениров изготавливается на дому семейным подрядом: муж вырезает, обтачивает и шлифует заготовки, а жена покрывает их декоративной росписью. Крупнейшим производителем шведской фольклорной игрушки считается художественная мастерская Grannas A Olssonshandicraft, расположенная в лесной деревушке Нуснес в пригороде Муры: ежегодно с верстаков сходит около сотни тысяч лошадок.Фото wikimedia.org
Автоматизация затронула лишь самые грубые звенья производственного процесса. Станки применяются только для выпиливания болванок из брусьев северного тополя, а точная доводка, полировка и шлифовка проводятся исключительно вручную. Затем на фигурку наносится фоновая грунтовка и защитный лак, после чего ей дают просохнуть и спустя два-три дня отдают в распоряжение художников. Орнаменты ни разу не повторяются, так как использование трафаретов и клише технологией не предусмотрено. При желании турист может собственноручно расписать одну из заготовок и стать обладателем эксклюзивного сувенира.
У знатоков также на слуху ремесленные центры муниципалитетов Шеберг, Фэрнес и Норра-Линдберг. Образцы различных стилей росписи представлены в Музее далекарлийской лошадки в Дала-Йорне, основанном по инициативе Томаса и Марго Хольст, причем глава семьи прославился как искусный мастер, вырезавший самого маленького конька в мире. К слову, самая большая деревянная лошадь высотой 13 метров тоже обитает в Даларне, приветствуя туристов на въезде в Осби.
Читайте также: Сахарная живопись Китая: искусство из ложки
Происхождение игрушек легко отслеживается по характеру рисунка. Каноничной считается роспись в манере поселка Нуснес: конь-огонь оранжево-красного цвета в нарядной попоне, усыпанной крупными бело-голубыми цветами и ажурными листьями изумрудного оттенка, задорно потряхивает тонко прорисованной гривой, собираясь пуститься вскачь наперегонки с ветром. В Лександе предпочитают золотисто-желтый фон, в Мора-Нурет – цвет индиго, а в Норрберке резных лошадок принято декорировать гирляндами черно-бордовых цветов. В сувенирных лавках саамского городка Сватнэс встречаются лошадки вороной масти, украшенные бело-голубыми и сине-желтыми узорами, символизирующими дружбу Финляндии и Швеции. В начале позапрошлого столетия пользовались успехом авторские работы Лейфа Чильстрема, тонированные охрой – подражая своему кумиру Карлу Ларссону, резчик черпал вдохновение в интерьерах виллы живописца.
Фото hemslojd.com
Современные дизайнеры активно экспериментируют с орнаментом и цветовым исполнением народной игрушки. Ремесленный мастер Бертиль Валли слегка обновил традиционный дизайн лошадки из Седерберке, пустив хоровод снежинок по желтому туловищу. Анита Арвидсон-Оверблум из Авесты разработала две модели с белым грунтом – Ваттнесхэст с красным геометрическим узором и Бронибекс с синей гривкой и кукольным седлом. Мауд Ап и Агнетта Павинен украшают своих зеленых коньков рисунками из ягод, а художница Карин Андерссон из Бьюроса, напротив, возвращается к истокам, оставляя своих питомцев неокрашенными ради сохранения текстуры дерева. Многие шведы увлекаются коллекционированием далекарлийских лошадок, впуская сказку в повседневную жизнь!
Заглавное фото visitsweden.com