RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального

Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального

Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.

Тень: глубина, контраст, ясность

Американский художник Лари Каган уверен: тень способна рассказать о нашей жизни больше, чем что-либо другое. Недаром психологи говорят о том, что мы бываем абсолютно честны с собой, когда снимаем социальные маски и остаемся один на один с собственной тенью. Художник решил довести этот принцип до полной ясности.1663086893_57b46cb671_b.jpgФото flickr.com

Создавая картины, Лари Каган не макает кисть в краски и не корпит над столом, сжимая в руке заточенный грифель. Вместо этого он берет толстую проволоку, выкладывает ее так, чтобы получился узор, и определенным образом выставляет свет. Тень, отброшенная от стальной проволоки, творит чудеса. Нить превращается в котов, птиц, летучих мышей и даже напоминает человеческую голову. Взяв за основу очевидные законы природы, Лари Каган создает инсталляции, которые успешно выставляются в нью-йоркских галереях. И пусть традиционные художники утверждают, что глаз человека способен видеть лишь свет, отраженный от поверхности… Современным инсталляторам под силу использовать чудесные свойства тени. Особенно прекрасно ложится на теневую поверхность… философия! Ведь так просто додумать за художника, что он хотел сказать. Излишне даже говорить о правомерности сентенции, что каждый видит в искусстве свое!rawImage.jpgФото timesunion.com

Японские грани прекрасного

«Я люблю смотреть, как свет играет с тенью…» Японская художница Куми Ямашита никогда не забудет свое детство, ведь именно там нужно искать следы ее будущих увлечений. Сидя в саду недалеко от дома, она наблюдала, как закат оставляет на вечернем небе отпечаток красок. Оливковое дерево раскачивалось, тени падали на землю, с каждым наклоном меняя колористику пространства. «Тепло-оранжевый цвет превращался в холодный оттенок синего, тень становилась длиннее, а потом и вовсе исчезала». Куми была крайне внимательным ребенком. Долго глядя вдаль, она словно уходила в транс. Все живое приходит к своему завершению, но истинная красота не имеет ни начала, ни конца. Правда, если мы теряемся в мишуре аляпистых событий и забываем о вечном, то утрачиваем ощущение смысла… Так Куми Ямашита думала о том, как монохромный пейзаж меняет восприятие пространства и времени. Все сущее представлялось ей в виде переменчивых картинок, пробегающих мимо вечного дерева бытия. «Так для меня тени стали символизировать другое измерение жизни. Возможно, даже более реальное, чем то, что их отбрасывает».455d2b3eb6e3db1eaaccb18217636f80f5af69f4.jpgФото artfrontgallery.com

Впоследствии Куми Ямашита много экспериментировала, прежде чем пришла к собственному стилю. Ей хотелось показать, как она видит людей. Фотография, эскиз, затем игра света и тени… Это было слишком стандартно. Желая привлечь внимание, художница выкладывала на светлой деревянной поверхности гвозди, служившие некими «узлами», зацепками. Черные нити связывали картину воедино и формировали изображение. Объясняя свою философию, Куми Ямашита говорила, что человек рождается из небытия и по прошествии некоторого времени уходит в пустоту. Тени лучше всего подчеркивают экзистенцию человеческой жизни.

Читайте также: Superflat: суперплоскость японского искусства

Мысль изреченная есть ложь?

Бельгийский художник Фред Ердекенс – еще один мастер теневого искусства. В его инсталляциях предметы расставлены так, чтобы отброшенная тень ложилась на поверхность словами. Порой буквы не согласуются, а слова противоречат друг другу… Все это входит в продуманную концепцию. Скульптурная основа прописных истин – это мир, который можно понять, лишь научившись читать между строк.

Фред Ердекенс вошел в мир современного искусства со своей философией. Слова, пропечатанные тенью, – часть дискуссии о том, куда идет человечество, и можно ли обрести потерянный смысл. Слово стало символом: человек заблудился в дебрях свого разума, а его язык давно утратил контакт с чувством. Что важнее – форма или содержание, значение слова или само понятие? Ердекенс пытается решить эту дилемму в своем творчестве… Ответ для каждого будет свой, главное – не бояться задавать вопросы.

Так выглядят некоторые «теневые» афоризмы:

«Одни стоят с протянутой рукой, другие делают подачки, одни опускаются на колени, другие совершают сделки, кто-то учит, а кто-то проповедует, некоторые ненавидят, прочие создают» ("Some need some feed some kneel some deal some teach some preach some hate some create")

e5ff684936e4ecace248d3dafcbbaa51.jpg

«То, что было завершено, никогда не создавалось» ("That which is completed has never been made")

00301ff082237a6b0419e7f3d425e0c9.jpg

«Бездонная глубина моря приведена к одной линии» ("Immeasurable image of sea reduced to a line").

0700525bb48b19cc71a615ccd3fbedb5.jpg

Фото fred-eerdekens.be

Тени антиискусства

Художники Тим Нобл и Сью Вебстер слишком хорошо знают законы, которым подчиняется искусство, чтобы им следовать. Их инсталляции придутся по вкусу не каждому. Ценители традиционных констант в искусстве будут возмущены. Еще бы, ведь для создания теневых рисунков Тим Нобл и Сью Вебстер используют странный материал.

Двадцять лет назад, сидя за чашечкой кофе, они говорили о том, что традиционные формы приелись, и хочется чего-то нового. Теперь сложно вспомнить, кто первым пошутил, что, если художник гениален, картина может родиться даже из груды мусора. Шутка, сказанная невзначай, оказалась весьма живучей. Собрав весь мусор, который можно было найти в доме, Тим Нобл и Сью Вебстер поставили лампу и попробовали поиграть с освещением. Оказалось, что тени свалки способны нарисовать человеческие фигуры на стене… С тех пор прошло много лет, а работы двух художников-экспериментаторов по-прежнему занимают достойное место на выставках поп-арта. В инсталляциях Тима Нобла и Сью Вебстер силуэты людей и птиц переплетаются воедино, и никакой мусор им не помеха.T_Noble_S_Webster_WildMoodSwings.jpgФото forum.woodenboat.com

Еще один сторонник минимализма в искусстве – Пол Пакотто. Художник рисует на стенах женские силуэты, прислонив предмет и выставив освещение. Он так говорит о философии в своем творчестве: мы часто судим о вещах, бросив лишь мимолетный взгляд, и не пытаемся заглянуть глубже. Как будто боимся, что изнанка будет сильно отличаться от обертки. Суть теневого искусства: когда человек отбрасывает шаблонное восприятие действительности, он неожиданно попадает в мир удивительных сюрпризов, где на каждом шагу его поджидают необычайные вещи.

Заглавное фото toledomuseum.org

Вам это будет интересно:
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Все большое начинается с малого: Арт-проекты энтузиастов
Многие места, известные сегодня на весь мир, были созданы горсткой энтузиастов без денег и посторонней помощи. Эти люди жили идеями и делали все, чтобы воплотить их в реальность. Датой появления стрит-арта считается 1942 год, тогда некий работник детройтской фабрики по фамилии Килрой начал писать фразу «Kilroy was here»...
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта? Суть постановки не сводится к музыкальному представлению...
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Сахарная живопись Китая: искусство из ложки
Цветы и деревья, животные и птицы, драконы и герои сказок – словом, все, что только придет в голову, может здесь превратиться в объект... съедобного искусства. Удивительной техникой рисования горячим сахаром владеют китайские мастера из провинции Сычуань. Картины, выполненные практически карамелью, не могут быть ни "отредактированы", ни перерисованы.
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру
Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты…
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Искусство тату: завораживающая магия нательных рисунков
История этого искусства насчитывает около 6 тысяч лет. Примечательно, что своим рождением модное нынче ремесло обязано случаю… Однажды кто-то из первобытных людей заметил, что после того, как на места ожогов и порезов попадает любой натуральный краситель, на коже появляются очень стойкие рисунки...
Сделано в Швеции: далекарлийская лошадка
С тех пор, как крылатые кони валькирий навеки унеслись в Вальхаллу, на страже традиций викингов стоит далекарлийская лошадка – расписная народная игрушка, впервые упомянутая в хрониках XVII века.Она служит настоящим талисманом Швеции, спасая от забвения старинные предания и верования!
Брегенц. В театр в смокинге и на катамаране
Специально для тех, кто считает театр и оперную музыку пережитками прошлого, мы расскажем об удивительном театре, где традиционное искусство сочетается с техническими и инженерными новинками, а еще с прекрасным видом на Альпы.
Муралы: новый подход к старому искусству
Современные города уже нельзя представить без муралов – масштабной по своему размеру живописи, украшающей здания. Мы не только собрали в своей коллекции наиболее яркие работы изо всех уголков планеты, но и постарались узнать как можно больше интересного о самом этом направлении искусства.
Кинцуги. Японское искусство реставрации
Японцы – один из тех народов, которые ревностно чтут древние традиции. Они уважают старость, интересуются предками и нередко знают семейную родословную наизусть. С таким мировоззрением не удивительно, что уникальная техника реставрации кинцуги появилась именно там. Далее о ней расскажет OUTLOOK.
Фламенко: Когда плачет гитара и стучат каблуки
То, что большинство людей знают о фламенко – это вовсе не любовь и не ласки, это далеко не развлечение и не разгул веселья. Огненно-экспрессивное фламенко – отображение страданий и боли человека внутри целого народа, вечно гонимого и лишенного крова. А сам танец, ставший мировым символом Испании – не только ее национальное достояние...
Азулежу – история из кафеля
Нередко убеждаешься, что в руках мастера, вкладывающего душу в свои творения, обычный обрубок дерева превращается в волшебную скрипку, кусок гипса – в античную скульптуру, и даже глиняная плитка выглядит, как произведение искусства!
12 ликов Южной Кореи
Когда-то выразить своё недовольство грубостью или жадностью хозяев, а то и обратиться к какому-либо божеству с нескромной просьбой корейские крестьяне могли лишь в танце, надев при этом маску. Сохраняя свою анонимность, люди разыгрывали сцены из жизни, плакали и смеялись. А в конце представления судьба награждала хороших героев и наказывала злодеев.
Бельгийское кружево: Вальс тысячи нитей
При виде фламандского кружева трудно отделаться от мысли, что дивные цветы, ловко вплетенные в венок узора, рождены россыпью искр, сорвавшихся с волшебной палочки. На изнанке красоты остаются труды и дни неприкаянных девушек, похищенные у жизни лабиринтом ажурных петель.
Заклинатели: как заставить змею танцевать
Магический танец змеи в такт мелодии флейты, часто описанный в восточных сказках и изображенный в фильмах, – не просто выдумка, а настоящий символ этих стран. В Египте, Индии, странах Африки и некоторых других государствах ползучих приручают и делают из этого зрелищную забаву...
Закрыть
Outlook facebook page