RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального

Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального

Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.

Тень: глубина, контраст, ясность

Американский художник Лари Каган уверен: тень способна рассказать о нашей жизни больше, чем что-либо другое. Недаром психологи говорят о том, что мы бываем абсолютно честны с собой, когда снимаем социальные маски и остаемся один на один с собственной тенью. Художник решил довести этот принцип до полной ясности.1663086893_57b46cb671_b.jpgФото flickr.com

Создавая картины, Лари Каган не макает кисть в краски и не корпит над столом, сжимая в руке заточенный грифель. Вместо этого он берет толстую проволоку, выкладывает ее так, чтобы получился узор, и определенным образом выставляет свет. Тень, отброшенная от стальной проволоки, творит чудеса. Нить превращается в котов, птиц, летучих мышей и даже напоминает человеческую голову. Взяв за основу очевидные законы природы, Лари Каган создает инсталляции, которые успешно выставляются в нью-йоркских галереях. И пусть традиционные художники утверждают, что глаз человека способен видеть лишь свет, отраженный от поверхности… Современным инсталляторам под силу использовать чудесные свойства тени. Особенно прекрасно ложится на теневую поверхность… философия! Ведь так просто додумать за художника, что он хотел сказать. Излишне даже говорить о правомерности сентенции, что каждый видит в искусстве свое!rawImage.jpgФото timesunion.com

Японские грани прекрасного

«Я люблю смотреть, как свет играет с тенью…» Японская художница Куми Ямашита никогда не забудет свое детство, ведь именно там нужно искать следы ее будущих увлечений. Сидя в саду недалеко от дома, она наблюдала, как закат оставляет на вечернем небе отпечаток красок. Оливковое дерево раскачивалось, тени падали на землю, с каждым наклоном меняя колористику пространства. «Тепло-оранжевый цвет превращался в холодный оттенок синего, тень становилась длиннее, а потом и вовсе исчезала». Куми была крайне внимательным ребенком. Долго глядя вдаль, она словно уходила в транс. Все живое приходит к своему завершению, но истинная красота не имеет ни начала, ни конца. Правда, если мы теряемся в мишуре аляпистых событий и забываем о вечном, то утрачиваем ощущение смысла… Так Куми Ямашита думала о том, как монохромный пейзаж меняет восприятие пространства и времени. Все сущее представлялось ей в виде переменчивых картинок, пробегающих мимо вечного дерева бытия. «Так для меня тени стали символизировать другое измерение жизни. Возможно, даже более реальное, чем то, что их отбрасывает».455d2b3eb6e3db1eaaccb18217636f80f5af69f4.jpgФото artfrontgallery.com

Впоследствии Куми Ямашита много экспериментировала, прежде чем пришла к собственному стилю. Ей хотелось показать, как она видит людей. Фотография, эскиз, затем игра света и тени… Это было слишком стандартно. Желая привлечь внимание, художница выкладывала на светлой деревянной поверхности гвозди, служившие некими «узлами», зацепками. Черные нити связывали картину воедино и формировали изображение. Объясняя свою философию, Куми Ямашита говорила, что человек рождается из небытия и по прошествии некоторого времени уходит в пустоту. Тени лучше всего подчеркивают экзистенцию человеческой жизни.

Читайте также: Superflat: суперплоскость японского искусства

Мысль изреченная есть ложь?

Бельгийский художник Фред Ердекенс – еще один мастер теневого искусства. В его инсталляциях предметы расставлены так, чтобы отброшенная тень ложилась на поверхность словами. Порой буквы не согласуются, а слова противоречат друг другу… Все это входит в продуманную концепцию. Скульптурная основа прописных истин – это мир, который можно понять, лишь научившись читать между строк.

Фред Ердекенс вошел в мир современного искусства со своей философией. Слова, пропечатанные тенью, – часть дискуссии о том, куда идет человечество, и можно ли обрести потерянный смысл. Слово стало символом: человек заблудился в дебрях свого разума, а его язык давно утратил контакт с чувством. Что важнее – форма или содержание, значение слова или само понятие? Ердекенс пытается решить эту дилемму в своем творчестве… Ответ для каждого будет свой, главное – не бояться задавать вопросы.

Так выглядят некоторые «теневые» афоризмы:

«Одни стоят с протянутой рукой, другие делают подачки, одни опускаются на колени, другие совершают сделки, кто-то учит, а кто-то проповедует, некоторые ненавидят, прочие создают» ("Some need some feed some kneel some deal some teach some preach some hate some create")

e5ff684936e4ecace248d3dafcbbaa51.jpg

«То, что было завершено, никогда не создавалось» ("That which is completed has never been made")

00301ff082237a6b0419e7f3d425e0c9.jpg

«Бездонная глубина моря приведена к одной линии» ("Immeasurable image of sea reduced to a line").

0700525bb48b19cc71a615ccd3fbedb5.jpg

Фото fred-eerdekens.be

Тени антиискусства

Художники Тим Нобл и Сью Вебстер слишком хорошо знают законы, которым подчиняется искусство, чтобы им следовать. Их инсталляции придутся по вкусу не каждому. Ценители традиционных констант в искусстве будут возмущены. Еще бы, ведь для создания теневых рисунков Тим Нобл и Сью Вебстер используют странный материал.

Двадцять лет назад, сидя за чашечкой кофе, они говорили о том, что традиционные формы приелись, и хочется чего-то нового. Теперь сложно вспомнить, кто первым пошутил, что, если художник гениален, картина может родиться даже из груды мусора. Шутка, сказанная невзначай, оказалась весьма живучей. Собрав весь мусор, который можно было найти в доме, Тим Нобл и Сью Вебстер поставили лампу и попробовали поиграть с освещением. Оказалось, что тени свалки способны нарисовать человеческие фигуры на стене… С тех пор прошло много лет, а работы двух художников-экспериментаторов по-прежнему занимают достойное место на выставках поп-арта. В инсталляциях Тима Нобла и Сью Вебстер силуэты людей и птиц переплетаются воедино, и никакой мусор им не помеха.T_Noble_S_Webster_WildMoodSwings.jpgФото forum.woodenboat.com

Еще один сторонник минимализма в искусстве – Пол Пакотто. Художник рисует на стенах женские силуэты, прислонив предмет и выставив освещение. Он так говорит о философии в своем творчестве: мы часто судим о вещах, бросив лишь мимолетный взгляд, и не пытаемся заглянуть глубже. Как будто боимся, что изнанка будет сильно отличаться от обертки. Суть теневого искусства: когда человек отбрасывает шаблонное восприятие действительности, он неожиданно попадает в мир удивительных сюрпризов, где на каждом шагу его поджидают необычайные вещи.

Заглавное фото toledomuseum.org

Вам это будет интересно:
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Муралы: новый подход к старому искусству
Современные города уже нельзя представить без муралов – масштабной по своему размеру живописи, украшающей здания. Мы не только собрали в своей коллекции наиболее яркие работы изо всех уголков планеты, но и постарались узнать как можно больше интересного о самом этом направлении искусства.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Сделано в Швеции: далекарлийская лошадка
С тех пор, как крылатые кони валькирий навеки унеслись в Вальхаллу, на страже традиций викингов стоит далекарлийская лошадка – расписная народная игрушка, впервые упомянутая в хрониках XVII века.Она служит настоящим талисманом Швеции, спасая от забвения старинные предания и верования!
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Он выдумал свое имя, чтобы не походить ни на кого другого. Бунт его индивидуальности стал основой для огромного творческого наследия, а архитектура – продемонстрировала возможность совмещать экологичность и современные технологии. Сегодня говорим о величайшем Фриденсрайхе Хундертвассере.
Золото Балтики. У них в жилах течет янтарь
«У нас в жилах течёт янтарь», – шутят балтийцы. Они верят, что этот солнечный камень – это слёзы богини Юрате. По легенде, она имела неосторожность полюбить простого рыбака Каститиса, который ежедневно приходил на берег закидывать сети в Балтийское море...
Сахарная живопись Китая: искусство из ложки
Цветы и деревья, животные и птицы, драконы и герои сказок – словом, все, что только придет в голову, может здесь превратиться в объект... съедобного искусства. Удивительной техникой рисования горячим сахаром владеют китайские мастера из провинции Сычуань. Картины, выполненные практически карамелью, не могут быть ни "отредактированы", ни перерисованы.
Божественный мугам: музыка Азербайджана
Есть музыка, от которой хочется жить. Даже если при ее звучании по щекам текут слезы. Музыкальный жанр мугам разговаривает со слушателем на понятном ему языке. Каждый из нас переживал несчастную любовь или крушение идеалов. Эти темы стали источником вдохновения для музыкантов азербайджанского направления мугам.
Заклинатели: как заставить змею танцевать
Магический танец змеи в такт мелодии флейты, часто описанный в восточных сказках и изображенный в фильмах, – не просто выдумка, а настоящий символ этих стран. В Египте, Индии, странах Африки и некоторых других государствах ползучих приручают и делают из этого зрелищную забаву...
Кто как танцует?
Что лучше всего характеризует любую нацию без лишних слов и долгих объяснений? Конечно же, танцы! Ведь именно веками отточенные движения могут поведать иностранцу о другом народе куда больше, чем толстые учебники по истории, а если внимательно рассмотреть и прочувствовать, как танцуют в разных странах, то менталитет народов станет намного понятнее. И это не просто слова.
12 ликов Южной Кореи
Когда-то выразить своё недовольство грубостью или жадностью хозяев, а то и обратиться к какому-либо божеству с нескромной просьбой корейские крестьяне могли лишь в танце, надев при этом маску. Сохраняя свою анонимность, люди разыгрывали сцены из жизни, плакали и смеялись. А в конце представления судьба награждала хороших героев и наказывала злодеев.
Восточная музыка суфиев: Кавали
«Любовь возникает, когда ты смотришь в глаза другого человека и видишь в них Бога», - так переводятся строки одного из арабских песнопений, называемого Кавали. Их авторство приписывают восточным странникам суфиям, которые, стремясь найти смысл существования, босыми ногами исходили полземли. В путешествиях они слагали песни...
Холст из риса. Искусство Тамбо
Японцы очень творческий народ, особенно если это касается риса. А если у них есть ещё немного свободного времени и большие просторные поля, тогда довольно обыденный процесс выращивания агрокультуры превращается в искусство...
Слепи себе хобби. История гончарства
В краеведческий музей какой страны не зайди, непременно заметишь схожие археологические находки – осколки глиняных изделий. Гончарное ремесло, рожденное тысячелетия назад, но «здравствующее» и сегодня, по праву может считаться одним из самых живучих. Уникальность глины была подмечена нашими далекими предками, которые жили в пещерах...
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта? Суть постановки не сводится к музыкальному представлению...
Фламенко: Когда плачет гитара и стучат каблуки
То, что большинство людей знают о фламенко – это вовсе не любовь и не ласки, это далеко не развлечение и не разгул веселья. Огненно-экспрессивное фламенко – отображение страданий и боли человека внутри целого народа, вечно гонимого и лишенного крова. А сам танец, ставший мировым символом Испании – не только ее национальное достояние...
Мехенди – вместо тысячи татуировок
О том, чтобы сделать татуировку, пусть и не настоящую, а всего лишь временную, задумывался каждый второй. Абсолютно безболезненное нанесение рисунков, которые можно поменять через пару недель, предлагает искусство мехенди – роспись хной.Скрываясь от знойного солнца в темной прохладе дворцов и спасаясь от скуки...
Кинцуги. Японское искусство реставрации
Японцы – один из тех народов, которые ревностно чтут древние традиции. Они уважают старость, интересуются предками и нередко знают семейную родословную наизусть. С таким мировоззрением не удивительно, что уникальная техника реставрации кинцуги появилась именно там. Далее о ней расскажет OUTLOOK.
Азулежу – история из кафеля
Нередко убеждаешься, что в руках мастера, вкладывающего душу в свои творения, обычный обрубок дерева превращается в волшебную скрипку, кусок гипса – в античную скульптуру, и даже глиняная плитка выглядит, как произведение искусства!
Закрыть
Outlook facebook page