Иллюзии Сикстинской капеллы
Впрочем, любуясь очередным ее хитросплетением линий или аллюзивностью сюжета, помните, что за фасадом внешнего лоска, по обыкновению, стоят до боли знакомые споры с нетерпеливыми заказчиками, неприятные сюрпризы от стихии и угробленное здоровье художников-исполнителей. Сикстинская капелла, согласно первоначальному проекту папы Юлия ІІ, представляла собой не очень замысловатую композицию: центральная фигура Иисуса в окружении двенадцати апостолов, помещенных в треугольники по краям потолка. Микеланджело Буонаротти, которому поручили изобразить нечто столь «бедное» в его понимании, был от задания, мягко скажем, не в восторге, и спорить с гением-упрямцем было подчас не под силу даже понтификам… Так что спустя одну вечность, проведенную за длительными уговорами, папа все-таки дал добро на расширение иконографии по усмотрению самого Микеланджело. Таким образом проект будущей капеллы пополнился ветхозаветными историями, а места апостолов заняли пророки и пророчицы.
Читайте также: Пришел, увидел, построил. Шедевры Джованни Лоренцо Бернини
Фото pinterest.com
Впрочем, на этом сложности только начинались. В отличие от Юлия II, стихия оказалась дамой менее сговорчивой – даже гениальным фрескам тяжело было устоять против сырости, серым пятном расползавшейся по штукатурке. Помощникам Микеланджело все время приходилось устранять эту проблему. Без их подмоги вспыльчивый художник наверняка бросил бы свой труд после очередного конфликта с папой. Отношения между этими двумя, что ни говори, и драматичны, и анекдотичны одновременно. Задержки оплаты, постоянные сокращения сроков сдачи проекта (вечная проблема, не правда ли?) и несдержанные характеры папы и Буонаротти превратили процесс планировки и создания Сикстинской капеллы в фарсовую трагикомедию, с неизменным ущемлением амбиций обеих сторон.Фото vaticantips.com
То, что мастер проводил в работе на своих «летящих» лесах, лежа с запрокинутой головой, круглые сутки, – факт общеизвестный. Но немногие осведомлены, что из-за истовой фанатичности натуры Микеланджело также категорически запрещал кому-либо заходить в здание в свое отсутствие. Смутные сомнения по поводу не прошенных визитеров постоянно не давали ему покоя, и однажды он даже решил их подкараулить. По законам жанра, худшие подозрения оправдались – в капелле был посторонний. Мастер, взбешенный тем, что его запрет на вход проигнорирован, принялся швыряться досками и всем, что обладало хоть минимальными способностями к полету. Взбешенного Буонаротти не остановило даже то, что подкупить охранника и полюбоваться неоконченным заказом решил сам понтифик, который второпях ретировался с «места преступления». Именно эти обмены досками и любезностями впоследствии сказались на окончательном варианте капеллы. Микеланджело запретил покрывать ее потолок золотом, объяснив это мнимой сложностью повторной установки лесов. Впрочем, и без драгоценных металлов в изяществе и роскошности Сикстинской капелле не отказать. А все благодаря так называемой иллюзионистской архитектуре – своеобразной сетке из ребер, щитов, изображений ангелов и обнаженных фигур. Часто встречаются также рисунки раковин (символа Девы Марии) и желудей с дубовыми листьями – знака папской семьи делла Ровере.
Фото apollo-magazine.com
Читайте также: Каждый рано или поздно приходит в Рим
К сожалению, даже вопреки тщанию реставраторов и хранителей теперешний облик капеллы передает ее величие только отчасти. Во время реставрации 80-х годов фрески хоть и обрели более свежий вид, но из-за различий в техниках живописи была утеряна особая черта изображений – говорящие взгляды. Так, многие фигуры, вышедшие из-под кисти Микеланджело, навсегда закрыли глаза для посетителей. Фото wikiwand.com
А вот желающие поглядеть на труды Буонаротти закрывать глаза на них не намерены. Интерес подогревает еще и тот факт, что фотосъемка капеллы запрещена. Конечно, наиболее отчаянные и бесстрашные ценители прекрасного умудряются-таки украдкой запечатлеть роспись, но и их обычно ждет разочарование. Ходят слухи, что хорошие снимки в капелле не удается сделать даже маститым фотографам с нужной техникой и достаточным освещением. Навскидку не скажешь, сколько в этой мистике правды, а сколько практичности и смекалки местных экскурсоводов, но очень похоже, что мастеру Микеланджело на самом деле удалось создать нечто в буквальном смысле «неотразимое» – ни на экранах, ни на пленке.
Заглавное фото freepik.com