История бренда: Швейцарский нож
В далеком 1891 владелец компании по производству хирургического оборудования Карл Эльзенер вдруг обнаружил, что складные ножи, которыми пользуются солдаты швейцарской армии, производят в Германии, а не на родине и поспешил исправить это недоразумение. Недолго думая, он основал Ассоциацию Швейцарских Ножовщиков с целью обеспечить национальную армию ножами отечественного производства. Эльзенер объединил около 25 мастеров и создал свой первый инструмент. Он назывался “солдатским”, имел деревянную рукоятку и был заметно усовершенствован командой специалистов. Помимо самого ножа изделие включало клинок, открывалку для консервных банок, шило и отвертку. Последняя была просто необходима швейцарским солдатам в виду того, что как раз в то время армию вооружили новыми винтовками Schmidt-Rubin M1889, для сборки которых требовалась отвертка.Фото youtube.com
Однако нож Эльзенера оказался намного дороже немецкого аналога и потому конкуренцию с треском проиграл. Многие предприниматели, потерпев неудачу, бросили эту затею, но Эльзенер продолжал экспериментировать, создавая все новые и новые модели, и через пять лет кропотливой работы представил армии безупречный “офицерский” нож – более легкий, с еще большим количеством полезных инструментов. Арсенал пополнился штопором и клинками с каждой стороны устройства, которые удерживались специальным пружинным механизмом, что на то время было настоящим ноу-хау.Фото etsy.com
Понимая ценность своего изобретения, в 1897 году Карл Эльзенер запатентовал уникальный продукт, но правительство все так же не спешило делать крупный заказ. Зато многофункциональный нож моментально завоевал сердца офицеров, и количество индивидуальных заказов быстро возросло. Через некоторое время Эльзенера и его детище стало уже невозможно игнорировать, и бизнесмен наконец-то заключил контракт и со Швейцарской армией, став официальным поставщиком ножей для ее солдат. Нож выглядел солидно и даже стильно, но только спустя 12 лет на его рукоятке появилась эмблема, которая впоследствии стала визитной карточкой бренда и сегодня узнаваема во всем мире – крест на фоне щита, символизирующий герб Швейцарии. Она была разработана с целью выделить подлинный нож от многочисленных подделок, которые уже начали массово появляться на рынке. В тот же год умерла мать Карла – Виктория, и у компании появилось название Victoria, а еще через 12 лет к нему добавилось окончание “inox”, которое говорило о том, что компания Эльзенера производит ножи из нержавеющей стали. Так бренд получил свое современное имя Victorinox.Фото thegadgetflow.com
До конца Второй мировой войны Victorinox работал в основном на швейцарскую армию, и только благодаря американским военным альпийские армейские ножи получили мировую известностью. Армия США проявила неподдельный интерес к этому практичному товару и наладила поставки для своих солдат. Но Victorinox к тому времени был уже не единственным игроком на рынке. Еще в 1908 году в Швейцарии появилась еще одна компания с таким же продуктом – Wenger, которая составила немалую конкуренцию Эльзенеру. Дело в том, что родина Victorinox – немецкоговорящий город Швиц, а родина Wenger – франкоязычный Кортеле. Чтобы избежать трений между двумя кантонами, правительство решило разделить контракт поровну между поставщиками. Эльзенеру ничего не оставалось, кроме как договориться с конкурентом и жить мирно. До поры до времени. Wenger стал позиционировать себя как “подлинный (genuine) швейцарский армейский нож”, а Victorinox - как “первичный (original) швейцарский армейский нож”. Вернуть свою долю рынка и отыграться за нанесенный ущерб гигант смог только в 2005 – Victorinox приобрел Wenger и снова стал единственным поставщиком ножей швейцарской армии. Какое-то время ножи под брендом Wenger еще производились (с каждым годом все меньшими и меньшими партиями), а с 2014 года и вовсе перестали выпускаться. Утер нос Эльзенер в итоге и Германии – страна, которая раньше поставляла огромные партии складных ножей в швейцарскую армию, теперь сама покупает их у Швейцарии.Фото sakwiki.com
Сегодня, несмотря на довольно раздувшийся ассортимент (компания выпускает также армейский часы, карманные наборы инструментов SwissCard, кухонные ножи, туристическое снаряжение и даже одежду), швейцарский нож остается ключевым продуктом Victorinox, и ему уделяется самое большое внимание. Теперь в каждом из них найдется от 8 до 30 с лишним функций. Продукт эволюционировал настолько, что в последних моделях есть, например, карта памяти с USB-интерфейсом, светодиод и лазерная указка, электронные часы и даже MP3-плеер. Эти гаджеты пользуются популярностью во всем мире и входят в список стандартного снаряжения астронавтов NASA. В 2009 году, например, уровень ежегодных продаж продукции Victorinox составил около 500 миллионов швейцарских франков, а на заводах компании занято свыше 1700 человек. Самой популярной моделью бренда считается миниатюрный нож Victorinox Classic и его различные вариации. Чаще всего их покупают в качестве подарка. Эти инструменты проверены в многочисленных туристических походах и профессиональных экспедициях.Фото victorinox.com
Как видим, легендарный швейцарский нож прошел длинный путь к славе, и теперь он охотно используется мужчинами не только в армии, но и в повседневной жизни. Victorinox отвоевал звание крупнейшего производителя складных многофункциональных ножей в Европе, а его представительства и флагманские магазины есть по всему миру от Европы до Северной Америки и Азии. Швейцарский нож стал эталоном в своем секторе товаров и занял достойное место в Музее современного искусства в Нью-Йорке и Музее прикладного искусства в Мюнхене, будучи представленным среди лучших образцов промышленного дизайна.
Заглавное фото thegadgetflow.com