История бренда: Жан Пату
Основатель знаменитого модного дома создал самую дорогую парфюмерию 1920-30-х годов – «Joy», в одном флаконе сосредоточив запах трехсот роз и десяти тысяч цветков жасмина. Даже самые простые вещи модельер превращал в произведения искусства – чего стоили его знаменитые свитера, похожие на картины кубистов!Фото blogspot.com
Мода, война, Париж
Жизнь модельера не всегда была похожа на праздник. Выходец из обеспеченной семьи не захотел заниматься родительским бизнесом – кожаными обложками для книг – и предпочел стать подмастерьем в меховом ателье у своего родственника. Досконально за пять лет изучив тонкости кройки и шитья, Жан Пату открыл собственное дело – так в 1912 году в одном из парижских районов появляется небольшое ателье с претенциозным названием «Maison Parry», где продавали меховые изделия и платья. Полтора года уходит на раскрутку, прежде чем в модный дом поступает первый крупный заказ. Казалось, теперь Жан Пату попал в струю и ничто не сможет помешать дальнейшему развитию, поиску клиентов и созданию интересных линий одежды. Но тут началась война.
Жан Пату воспринял Первую мировую весьма болезненно, не смог наблюдать за человеческим горем со стороны. В первые месяцы всемирной трагедии он принял решение отправиться на фронт добровольцем и прошел через военные тяготы в ранге капитана французской армии. Пережив террор и ужас, Жан Пату вернулся домой, где его ждал приятный сюрприз. В его отсутствие модным домом занималась сестра Мадлен и ее муж Рэймон Барбас, поэтому по возвращению Жану Пату не пришлось начинать дело с нуля, а можно было продвигать новые идеи. Когда их стало достаточно для того, чтобы в мире моды заговорили об основателе «Maison Parry», модный дом переименовали в салон Жана Пату, что уже к 1919 году находился на парижской улице Сен-Флорентин.Фото blogspot.com
Смелость шарма, очарование дерзости
1920-е годы. Женщину больше не считают дополнением в роскошной коллекции мужчины, в обществе все чаще говорят о женской состоятельности и достижениях. Конкурируя с Шанель, которая занимает модную нишу элегантности, Жан Пату запускает линию женской спортивной одежды, а также по-домашнему уютные кардиганы и вязаные купальники. Его идеи кажутся глотком свежего воздуха: искусство кубистов подсказывает модельеру, что решительный настрой на победу, отныне свойственный женщинам, отлично передает геометрическая строгость фигур. А арт-деко своей нежной утонченностью напоминает, что перед нами – победительница, которую нужно относить к прекрасному полу.
Сам Жан Пату говорил о модной философии так: «Современная женщина ведет активный образ жизни, поэтому создатель должен одевать ее соответствующе, самым простым образом, но в то же время подчеркивая ее женственность и очарование». Его одежда играла с женскими желаниями, не стесняя обладательницу нарядов ни в движении, ни в самовыражении, но в то же время примиряя людей с послевоенным миром.
В 1921 году Сюзанн Рашель Флора Ленглен – французская теннисистка и олимпийская чемпионка – демонстрирует обществу одежду от Жана Пату. Она выходит на соревнования в белом платье, едва закрывающем колени, ее плечи прикрыты трикотажным кардиганом. Наряд сразу же вызывает бурное обсуждение из-за своей нетривиальности. В дальнейшем Ленглен одевает удобные и практичные вещи от Жана Пату как на теннисном корте, так и за его пределами. Теперь внимание знаменитостей приковано к спортивной одежде, и к Пату поступает заказ создать целый гардероб для Рут Элдер – первой женщины-пилота, предпринявшей попытку перелететь через Атлантический океан.Фото theredlist.com
…К Жану Пату приходит слава, известные люди желают иметь этот бренд в своей коллекции, даже если их род деятельности не связан со спортом. Еще спустя несколько лет линия одежды Пату становится доступной для простых смертных. Жан Пату говорил о том, что воспринимал успех модных идей как извечную потребность балансировать на грани между включением в жизненную борьбу (как это происходит в спорте) и умением наблюдать за происходящим (что присущее зрителям соревнований). Эта философия отлично приживается и в Америке, где Жан Пату ищет целевую аудиторию, понимая, что во Франции первенство все же принадлежит Шанель. Тем не менее, в Париже Пату весьма успешно основывает бутик Le Coindes Sports, где каждый зал посвящает отдельному виду спорта. Здесь можно выбрать одежду для верховой езды, тенниса, гольфа, прогулки на яхте и даже для рыбной ловли. После этого Жан Пату замахивается на французские курортные районы, а затем отправляется в Нью-Йорк. В Америке модельер провел конкурс и вернулся во Францию с шестью моделями – первое же дефиле имело оглушительный успех. Этот шаг привлек внимание американцев к модному бренду, а французы в очередной раз осознали, что в их стране живет личность мирового масштаба.
Этого оказалось достаточно для того, чтобы заговорить о фирменных цветах модельера. «Пату, в прошлом отдававший честь черному цвету, теперь делает выбор в пользу желто-зеленого. Желтоватый оттенок, впечатанный в глубину зеленого цвета, очень важен, ведь многие великие женщины соотносят зеленый со сверхъестественными способностями», – так писали в американской прессе. Следующий цвет, появившийся в коллекциях модельера в 1930 году, лавировал между серым и бежевым тонами.
Как и другие талантливые деятели моды, Пату был уверен, что собственный стиль важнее моды, а потому относился к производимой одежде с долей простоты – заказчик мог с легкостью дополнить купленную вещь в соответствии с прихотями фантазии. Строгое платье было несложно превратить в романтический вариант или придать празднично-декорированным моделям классическую утонченность благодаря шляпам и шарфам, которые сам Пату называл «всякой ерундой».Фото theredlist.com
С 1925 года Жан Пату больше не ограничивается одеждой и выпускает три серии духов – «Amour-amour» (как говорил сам производитель, для чувственных брюнеток), «Que Sais-Je?» (для легких на подъем и в общении блондинок) и, наконец, Adieu Sagesse (само название советовало рыжеволосым девушкам «попрощаться с благоразумием»). А через некоторое время Пату продолжил эксперименты и предложил женщинам, выбирающим спортивный образ жизни, мужской аромат «Le Sien», в переводе – «эго».
В 1936 году этот мужчина, веривший в то, что одежда должна быть красивой, но функциональной, скончался. Красочные тенденции вышли в новую струю, но уже без идейного вдохновителя.
Модный дом «Жан Пату»: современность
После смерти Жана Пату модный дом возглавил муж сестры модельера Рэймон Барбас. В коллекциях появляются темно-синие пальто-накидки, розовые платья с рюшами, впечатляющие бело-голубые вечерние наряды и солидные темно-зеленые костюмы с серебряными пуговицами. Новые владельцы чередуют выпуск свадебных платьев со строгой деловой одеждой, приглашают к сотрудничеству знаменитых дизайнеров, среди которых: Марк Боан, Карл Лагерфельд, Жан-Поль Готье и Кристиан Лакруа. А линией парфюмерии теперь занимаются внучатые племянники Жана Пату – Ги и Жан Муи.
Заглавное фото cmadeleinesvintage.com