RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  История бренда: McDonald's

История бренда: McDonald's

В чем состоял секрет первого картофеля фри, где гамбургер стоил 15 центов и почему маховик первого и единственного в 60-х фастфуда не начал бы свое движение без… продавца миксеров? Братья Морис и Ричард (Мак и Дик) Макдональды, как и мы, не знали ответов на все эти вопросы, переехав из Новой Англии в Калифорнию в 1927 году. За спиной многозначительно потирала ладони Великая депрессия, готовая свести на нет все их чаяния. И тут...

«Начало бизнеса было похоже на катание на коньках по бетонному полу».

Рей Крок, создатель сети «Макдональдс»

Монтеры съемочных лесов на киностудии, водители грузовиков и обслуживающие кинотеатров. Миф о том, что зачинщики моды на фастфуд были поварами... действительно миф. Мизерные доходы позволяли братьям питаться единожды в день, да и то резиновым хот-догом из ларька напротив. Как вспоминает сам Дик, этот ларек был едва ли не единственным местом, где еще теплилось хоть какое-то подобие бизнеса.

Такие наблюдения в 1937 году подтолкнули их на путь к открытию собственной закусочной. Дорога эта пролегала через уйму проблем, займов, и, несмотря на кратковременную популярность «McDonald’s Bar-B-Que», по окончании Второй мировой войны братья едва держались на плаву. В итоге они перевезли бизнес в захолустный городок при железнодорожной станции Сан-Бернардино. Там-то из обычной закусочной, теперь уже просто «Macdonald’s» наконец трансформировался в то заведение, которое легче показать, чем охарактеризовать.

10 часов утра, 1954 год, США, Сан-Бернардино. Пыльный и изнывающий от солнца городок, затерянный в калифорнийской пустыне в 60 милях от Лос-Анджелеса. Мужчины в отглаженных белоснежных рубашках и таких же искрящихся чистотой колпаках возятся вокруг маленькой кафешки с несуразно выпирающей восьмиугольной крышей. Навскидку, если бы не подозрительно опрятная обслуга, типичный “драйв-ин” на перекрестке у дороги. Открытие в 11 часов. Но, несмотря на огромный запас времени, служащие суетятся с лихорадочностью начинающих карманников. Из-под навесов рядом расположенной пристройки спешно выволакиваются груженые продуктовые тележки – бесхитростный набор из картошки, мяса, бидонов молока и подносов с булочками. Тем временем на парковке успевает выстроиться нетипично длинная для захолустья вереница машин. Синхронно открылась дверь и предназначенное для машин окошко, а вместе с ним, казалось, в предвкушении распахнулись глаза посетителей.

Но самое главное, что за этим всем неотрывно наблюдал 52-летний Рей Крок, на тот момент – обычный продавец мультимиксеров. Не так уж и плохо, учитывая, что в прошлом он промышлял еще более забавным товаром – картонными стаканчиками. Привело сюда Крока элементарное любопытство. Заведение братьев Макдоналдов было единственным, использовавшим не один, а восемь мультимиксеров одновременно. Это, учитывая количество насадок на каждом, позволяло готовить 40 коктейлей одновременно. Неслыханное расточительство по меркам ресторанного бизнеса 60-х.

Но, наблюдая за кипящей работой, Крок, казалось, позабыл на мгновенье о миксерах и замер, не в силах поверить, какие перспективы, а главное – прибыль открывает подобной формат закусочной. “Я почувствовал себя современным Ньютоном, который получил по голове здоровенным картофельным клубнем”, – расскажет он впоследствии студентам из лучших бизнес-школ и колледжей.Фото15minut.org

Впрочем, в Сан-Бернардино того времени действительно было нечто необычное. Если присмотреться, становилось ясно, что 15-центовыми гамбургерами от братьев лакомился каждый третий-четвертый в городе. А временами даже те, кто просто проезжал мимо, не ленились свернуть.

В самом же заведении усиленно жевали и чавкали все без исключения, начиная от местного здоровяги в плотницком фартуке и заканчивая какой-нибудь манерной блондинкой на желтом кабриолете.

В отличии от не слишком амбициозных братьев, “король мультимиксеров” сразу понял, что этот ажиотаж можно и нужно распространить за пределами городка. Готовящийся выйти на пенсию делец знал и верил, что новаторство в сфере приготовления и обслуживания обернется золотой жилой, и принялся действовать.

После небольших переговоров он выкупил у нежелающих расширяться Макдоналдов права на открытие франшиз-сети по всей стране. Согласно не совсем честному договору Рей получал всего 1,9% от прибыли, львиная же доля уходила братьям, как авторам идеи…Фото chicagoredcrossstories.wordpress.com

Но маленький доход его не пугал – он буквально запылал идеей развивать этот бизнес. Любопытно, что открывая свой первый ресторан сети в Дес-Плейнс, пригороде Чикаго, Крок был абсолютно честен и педантично придерживался той технологии производства фастфуда, которую избрали себе братья. Сами того не ведая, благодаря пустынному воздуху Калифорнии, они создали в пристройках те засушливые условия картошке, которые и делали ее такой “восхитительно хрустящей”. Кроку же пришлось создавать подобные условия в более влажном северном климате вручную. При помощи специалистов-картофелеводов он разработал в подвале собственную систему дозревания картофеля. Благодаря этому самые “старые” клубни оказывались первыми на очередь в кухню, а молодые постоянно обдувались огромным электрическим вентилятором.

Эд Маклаки, менеджер первого ресторана «Макдональдс», увидев все это, не смог сдержать удивления: «Мы окружили картошку такой заботой, – говорил он, – что мне даже неловко ее жарить».

Смотрите также: История бренда: Coca-Cola

Вскоре рецепт приготовления дополнился бланшировкой, и картофель после двойной жарки на высококачественном масле… стал даже вкуснее, чем в Сан-Бернардино! Дела, безусловно, пошли вгору, но это восхождение поначалу скорее походило на жертвоприношение Крока. Бизнес держался на парочке энтузиастов, подобных Гарри Соннеборну, согласившемуся работать на Крока за 100 долларов, и благодаря самому Рею, отдававшему сети почти 24 часа в сутки.

Из-за ресторанов «Макдональдс» он потерял не только нормальный сон, но и хорошие отношения со своей супругой. Но ставки были сделаны! Прожорливая пасть ресторанного бизнеса оценила жертвы этой “горстки психов”, как их называли за спиной, и вот первые три франшизы Рея были проданы в Лос-Анджелес, Фресно и Резелу.mcdonalds-1024x768.jpgФото todaysparent.com

Дальше – больше. В 1961 году Рей наконец выкупает компанию у апатичных, не особо заинтересованных в развитии сети Мака и Дика почти за 2,7 миллиона долларов, взятых в кредит. И сразу же дизайнер Джимми Шиндлер разрабатывает узнаваемое лого в форме “M”. А спустя всего 4 года под светом этой буквы заработало более семи сотен американских филиалов «Макдональдс», продавших ни много ни мало, а 1 000 000 000 гамбургеров! По окончанию же следующего года Крок сумел заставить уважать себя и свои акции на фондовой бирже в Нью-Йорке, что на тот период для фастфудов было чем-то вроде сцен из футуристических романов-утопий.

Щупальца «Макдональдс» опутали весь мир, и, что греха таить, мир особо не сопротивлялся. Первый крошечный ресторан в Токио был возведен за неполные двое суток без сна, хотя обычно рестораны сети строились в среднем три месяца.

Первый фастфуд на территории бывшего Союза был открыт в 1990 году в Москве и спровоцировал целый импровизированный “митинг” – выстроившаяся к нему очередь достигала 30 тысяч человек. В Украине же “картошка с гамбургерами” укоренилась чуть позднее, в 1997 году. Впрочем, сделала она это весьма прочно, так как столичные филиалы впоследствии вошли в топ-100 самых посещаемых учреждений в сети.

Успех детища Крока – в его универсальности и доступности. «Макдональдс», вопреки обычной шумихе вокруг вреда фастфуда, всегда старался приспособиться к среде. В Индии гамбургер «Махараджа Мак» делают из мяса барашка, в Иерусалиме – кошерный, а в странах, исповедующих ислам, кроме особого приготовления пищи, напрочь отсутствуют фирменные изображения клоуна Роналда Макдоналда, ставшего лицом фирмы еще в 1963-м.Фото tbo.com

«Look for the Golden Arches» («Ищите золотые арки») – таков был первый девиз компании. Если вы только клиент и потребитель – на этом можно остановиться. Но если вы втайне хотите сами создавать свои бизнес-империи, неважно, начиная ли с картонных стаканчиков, миксеров либо 15-центовых гамбургеров, то вот вам дословный совет от Крока: ищите настойчивость в себе.

«Пробивайся вперед: ничто на свете не заменит настойчивости. Ее не заменит талант – нет ничего более обычного, нежели талантливые неудачники. Ее не заменит гениальность – нереализованный гений уже стал во языцех. Ее не заменит хорошее образование – мир полон образованных изгоев. Всесильны лишь настойчивость и упорство».

Заглавное фото rau.ua

Вам это будет интересно:
Las Jornadas del Olivar y el Aceite: оливковый фестиваль в Баэне
На карте Испании маленький городок Баэна обведен у любителей оливок и оливкового масла красным фломастером. Ежегодно с 9 по 11 ноября именно туда стекаются гурманы со всего мира. Разнообразные мероприятия, экскурс в историю и обилие различных вкусностей ожидают тех, кто рискнет раскусить косточку чудо-плода.
Италия грибная. Охота за трюфелями
Ни для кого не секрет, что Италия – одно из самых популярных туристических мест. В этой стране каждый может найти что-то интересное. Одни едут сюда полюбоваться архитектурой или же купить модной одежды, многих тянет отдохнуть на море, ну а некоторые выбираются за грибами!
Истина в зерне, или Кофе по-польски
«Франция», «Италия» и «Венеция» – такие названия получили открытые иностранцами кафе, с которых началась кофейная биография Польши. Жители страны стали одними из первых в Европе гурманов, оценивших вкус необычного напитка. О том, что источник удовольствия изготовлен из плодов дерева, когда-то произраставшего в Эфиопии, тогда знали немногие.
История бренда: Revlon – революция цвета в мире красоты
Самое большое его достижение – создание цветного стойкого лака для ногтей. Но есть на его счету и другие значимые творения – лак для волос, водостойкая тушь, жидкий тональный крем... Что бы мы делали, если бы не экзальтированный и своенравный гений без образования – Чарльз Ревсон?
История бренда: Baileys
Он есть практически в каждом хорошем ресторане, кафе или домашнем баре. Среди множества разнообразных емкостей с не менее разнообразными видами алкоголя истинный ценитель сразу же узнает затемненную бутылку с этикеткой, на которой изображен зеленый пейзаж и красуется надпись Baileys.
История бренда: Amouage
Если бы каждое историческое событие имело свой личный неповторимый запах, то это, должно быть, запомнилось всем непередаваемой смесью ладана, сандала, мускуса, амбры и мирры. Речь идет об истории появления на свет парфюмерного дома Amouage или, как его еще часто называют, “сокровище Омана”.
Пальчики оближешь: Что вас ждет за кулисами лучших кухонь мира
Давайте вспомним самое необычное блюдо, которое вам представился случай испробовать? Что это будет за еда, вам решать. Немного экзотики; те самые насекомые, которые мы слабо можем представить в качестве ингредиента; странный напиток с горьковатым привкусом; неожиданное сочетание горького и кислого… У каждого есть свой незабываемый опыт в этом отношении. А мы сегодня поговорим об интересных и необычных шеф-поварах мира – да еще и без привязки к эпохе. Любителям истории посвящается.
История бренда: Chupa Сhups
С первого взгляда леденец Chupa Chups вызывает живой интерес и любопытство, а внешний вид яркой обертки манит и будто приглашает: открой меня и поскорее съешь. Сегодня расскажем вам историю успеха этой сладкой компании и о том, как родилась идея создать всемирно известную конфету. Но обо всем по порядку.
В поисках гастрономического Эльдорадо
Признаюсь, это нелёгкая задача – описать кухню, которая с недавнего времени стала для меня основной. Ныне я живу в Эквадоре и уже давно не пробовала голубцы, вареники и даже черного хлеба. Хотя, признаюсь, несколько раз сварила борщ. Чужая кухня изначально удивляет, потом становится приторной и лишь на третьей стадии знакомства с ней начинает открывать свои секреты.
История бренда: Швейцарский нож
Пожалуй, в мире не найдется мужчины, у которого не было бы швейцарского ножа или его подобия. И пусть идея карманного ножа появилась вовсе не в Швейцарии, мировую известность он получил именно благодаря швейцарцу Карлу Эльзенеру и теперь неразрывно ассоциируется с его родиной и безупречным швейцарским качеством. OUTLOOK рассказывает историю самого популярного и знаменитого ножа в мире.
На ходу. Уличная еда в разных странах мира. Часть 2
Вы случайно не проголодались? Ну и отлично, ведь мы продолжаем наш рассказ о наиболее популярной уличной еде со всех уголков мира. Налетай, пока горячее! Начнем с южно-азиатских страны Сингапура - богатые на витамины и минералы морепродукты занимают ключевое место в рационе жителей...
На ходу. Уличная еда в разных странах мира
Опытные туристы считают, что один из наиболее верных способов быстро проникнуться чужой культурой – продегустировать местную кухню. Чтобы не растеряться при выборе блюд и сэкономить драгоценное время для пищи духовной, Outlook советует вам лучшие места уличной гастрономии из семи точек земного шара.
Что они едят: Великобритания
Кухня Великобритании – ночной кошмар диетологов, гурманов и прочих экспертов по здоровому питанию. Типичный англичанин не особо чтит поварское искусство и ради экономии времени перекусывает на ходу, а свежие овощи и фрукты присутствуют в рационе чисто номинально. Но если очень постараться, то и в Альбионе можно получить яркие гастрономические впечатления, зная, что и где искать. Мы-то точно знаем где искать и с радостью поделимся с вами!
История бренда: Veuve Clicquot
Современные гурманы наверняка побрезговали бы пить шампанское начала XIX века: элегантную золотисто-соломенную рубашку вина скрывала мутная пелена дрожжей, вносимых в купаж для получения углекислого газа, а восхитительную игру фруктовых и ванильных полутонов заглушали грубые посторонние привкусы.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Средиземноморская диета: Система питания как культурное достояние
Приятный морской бриз, шелковое шуршание листьев оливы, вкусный сыр, рыба, паста, бокал хорошего вина из местного виноградника… Да, трапеза по-средиземноморски – это истинное наслаждение. И не зря у средиземноморской диеты уникальная репутация. Это единственная система питания, которая признана ЮНЕСКО национальным культурным наследием.
История бренда: Cirque du Soleil
Феерический шоу-проект Cirque du Soleil совершил переворот в цирковом искусстве, напомнив миру, что цирк может не только развлекать, но и творить новую реальность. Сумасшедшие эксперименты над человеческим телом отменяют власть земного притяжения, а мистерии звука и света заманивают зрителя в сумеречный лабиринт философских драм, предоставляя пробираться к солнцу вместе с героями постановок.
MUST-WATCH VIDEO: традиции чаепития в мире
Этот напиток настолько плотно вошел в жизнь человека, что иногда мы сами не замечаем, как снова поставили чайник на плиту. В мире существуют тысячи способов заваривания излюбленного питья. OUTLOOK предлагает вашему вниманию лучшие из них.
Символ Канады - кленовый сироп. Что это такое и с чем его едят?
Наряду с фаст-фудом, колой и хлопьями с молоком, продуктом, навязчиво упоминаемым чуть ли не в каждом американском фильме, является кленовый сироп. Им «приправляют» блины, оладьи, кексы, тосты… В общем, все, что сделано из муки. На прилавки же европейских супермаркетов он попал совсем недавно...
История бренда: Жан Пату
Ему удалось уловить дерзкий дух начала двадцатого века и передать идеалы эпохи в модных изысках. Радость, скорость и легкость – если эмоции помогают продавать, то впечатления, связанные с брендом Жана Пату, будут именно такими.
Закрыть
Outlook facebook page