История бренда: McDonald's
«Начало бизнеса было похоже на катание на коньках по бетонному полу».
Рей Крок, создатель сети «Макдональдс»
Монтеры съемочных лесов на киностудии, водители грузовиков и обслуживающие кинотеатров. Миф о том, что зачинщики моды на фастфуд были поварами... действительно миф. Мизерные доходы позволяли братьям питаться единожды в день, да и то резиновым хот-догом из ларька напротив. Как вспоминает сам Дик, этот ларек был едва ли не единственным местом, где еще теплилось хоть какое-то подобие бизнеса.
Такие наблюдения в 1937 году подтолкнули их на путь к открытию собственной закусочной. Дорога эта пролегала через уйму проблем, займов, и, несмотря на кратковременную популярность «McDonald’s Bar-B-Que», по окончании Второй мировой войны братья едва держались на плаву. В итоге они перевезли бизнес в захолустный городок при железнодорожной станции Сан-Бернардино. Там-то из обычной закусочной, теперь уже просто «Macdonald’s» наконец трансформировался в то заведение, которое легче показать, чем охарактеризовать.
10 часов утра, 1954 год, США, Сан-Бернардино. Пыльный и изнывающий от солнца городок, затерянный в калифорнийской пустыне в 60 милях от Лос-Анджелеса. Мужчины в отглаженных белоснежных рубашках и таких же искрящихся чистотой колпаках возятся вокруг маленькой кафешки с несуразно выпирающей восьмиугольной крышей. Навскидку, если бы не подозрительно опрятная обслуга, типичный “драйв-ин” на перекрестке у дороги. Открытие в 11 часов. Но, несмотря на огромный запас времени, служащие суетятся с лихорадочностью начинающих карманников. Из-под навесов рядом расположенной пристройки спешно выволакиваются груженые продуктовые тележки – бесхитростный набор из картошки, мяса, бидонов молока и подносов с булочками. Тем временем на парковке успевает выстроиться нетипично длинная для захолустья вереница машин. Синхронно открылась дверь и предназначенное для машин окошко, а вместе с ним, казалось, в предвкушении распахнулись глаза посетителей.
Но самое главное, что за этим всем неотрывно наблюдал 52-летний Рей Крок, на тот момент – обычный продавец мультимиксеров. Не так уж и плохо, учитывая, что в прошлом он промышлял еще более забавным товаром – картонными стаканчиками. Привело сюда Крока элементарное любопытство. Заведение братьев Макдоналдов было единственным, использовавшим не один, а восемь мультимиксеров одновременно. Это, учитывая количество насадок на каждом, позволяло готовить 40 коктейлей одновременно. Неслыханное расточительство по меркам ресторанного бизнеса 60-х.
Но, наблюдая за кипящей работой, Крок, казалось, позабыл на мгновенье о миксерах и замер, не в силах поверить, какие перспективы, а главное – прибыль открывает подобной формат закусочной. “Я почувствовал себя современным Ньютоном, который получил по голове здоровенным картофельным клубнем”, – расскажет он впоследствии студентам из лучших бизнес-школ и колледжей.Фото15minut.org
Впрочем, в Сан-Бернардино того времени действительно было нечто необычное. Если присмотреться, становилось ясно, что 15-центовыми гамбургерами от братьев лакомился каждый третий-четвертый в городе. А временами даже те, кто просто проезжал мимо, не ленились свернуть.
В самом же заведении усиленно жевали и чавкали все без исключения, начиная от местного здоровяги в плотницком фартуке и заканчивая какой-нибудь манерной блондинкой на желтом кабриолете.
В отличии от не слишком амбициозных братьев, “король мультимиксеров” сразу понял, что этот ажиотаж можно и нужно распространить за пределами городка. Готовящийся выйти на пенсию делец знал и верил, что новаторство в сфере приготовления и обслуживания обернется золотой жилой, и принялся действовать.
После небольших переговоров он выкупил у нежелающих расширяться Макдоналдов права на открытие франшиз-сети по всей стране. Согласно не совсем честному договору Рей получал всего 1,9% от прибыли, львиная же доля уходила братьям, как авторам идеи…Фото chicagoredcrossstories.wordpress.com
Но маленький доход его не пугал – он буквально запылал идеей развивать этот бизнес. Любопытно, что открывая свой первый ресторан сети в Дес-Плейнс, пригороде Чикаго, Крок был абсолютно честен и педантично придерживался той технологии производства фастфуда, которую избрали себе братья. Сами того не ведая, благодаря пустынному воздуху Калифорнии, они создали в пристройках те засушливые условия картошке, которые и делали ее такой “восхитительно хрустящей”. Кроку же пришлось создавать подобные условия в более влажном северном климате вручную. При помощи специалистов-картофелеводов он разработал в подвале собственную систему дозревания картофеля. Благодаря этому самые “старые” клубни оказывались первыми на очередь в кухню, а молодые постоянно обдувались огромным электрическим вентилятором.
Эд Маклаки, менеджер первого ресторана «Макдональдс», увидев все это, не смог сдержать удивления: «Мы окружили картошку такой заботой, – говорил он, – что мне даже неловко ее жарить».
Смотрите также: История бренда: Coca-Cola
Вскоре рецепт приготовления дополнился бланшировкой, и картофель после двойной жарки на высококачественном масле… стал даже вкуснее, чем в Сан-Бернардино! Дела, безусловно, пошли вгору, но это восхождение поначалу скорее походило на жертвоприношение Крока. Бизнес держался на парочке энтузиастов, подобных Гарри Соннеборну, согласившемуся работать на Крока за 100 долларов, и благодаря самому Рею, отдававшему сети почти 24 часа в сутки.
Из-за ресторанов «Макдональдс» он потерял не только нормальный сон, но и хорошие отношения со своей супругой. Но ставки были сделаны! Прожорливая пасть ресторанного бизнеса оценила жертвы этой “горстки психов”, как их называли за спиной, и вот первые три франшизы Рея были проданы в Лос-Анджелес, Фресно и Резелу.Фото todaysparent.com
Дальше – больше. В 1961 году Рей наконец выкупает компанию у апатичных, не особо заинтересованных в развитии сети Мака и Дика почти за 2,7 миллиона долларов, взятых в кредит. И сразу же дизайнер Джимми Шиндлер разрабатывает узнаваемое лого в форме “M”. А спустя всего 4 года под светом этой буквы заработало более семи сотен американских филиалов «Макдональдс», продавших ни много ни мало, а 1 000 000 000 гамбургеров! По окончанию же следующего года Крок сумел заставить уважать себя и свои акции на фондовой бирже в Нью-Йорке, что на тот период для фастфудов было чем-то вроде сцен из футуристических романов-утопий.
Щупальца «Макдональдс» опутали весь мир, и, что греха таить, мир особо не сопротивлялся. Первый крошечный ресторан в Токио был возведен за неполные двое суток без сна, хотя обычно рестораны сети строились в среднем три месяца.
Первый фастфуд на территории бывшего Союза был открыт в 1990 году в Москве и спровоцировал целый импровизированный “митинг” – выстроившаяся к нему очередь достигала 30 тысяч человек. В Украине же “картошка с гамбургерами” укоренилась чуть позднее, в 1997 году. Впрочем, сделала она это весьма прочно, так как столичные филиалы впоследствии вошли в топ-100 самых посещаемых учреждений в сети.
Успех детища Крока – в его универсальности и доступности. «Макдональдс», вопреки обычной шумихе вокруг вреда фастфуда, всегда старался приспособиться к среде. В Индии гамбургер «Махараджа Мак» делают из мяса барашка, в Иерусалиме – кошерный, а в странах, исповедующих ислам, кроме особого приготовления пищи, напрочь отсутствуют фирменные изображения клоуна Роналда Макдоналда, ставшего лицом фирмы еще в 1963-м.Фото tbo.com
«Look for the Golden Arches» («Ищите золотые арки») – таков был первый девиз компании. Если вы только клиент и потребитель – на этом можно остановиться. Но если вы втайне хотите сами создавать свои бизнес-империи, неважно, начиная ли с картонных стаканчиков, миксеров либо 15-центовых гамбургеров, то вот вам дословный совет от Крока: ищите настойчивость в себе.
«Пробивайся вперед: ничто на свете не заменит настойчивости. Ее не заменит талант – нет ничего более обычного, нежели талантливые неудачники. Ее не заменит гениальность – нереализованный гений уже стал во языцех. Ее не заменит хорошее образование – мир полон образованных изгоев. Всесильны лишь настойчивость и упорство».
Заглавное фото rau.ua