Пришел, увидел, построил. Шедевры Джованни Лоренцо Бернини
Рожденный в Неаполе, в семье другого выдающего архитектора – Пьетро Бернини, Лоренцо был настоящим человеком эпохи Возрождения, хоть и творил чуть позже того времени. Помимо создания гениальных конструкций, Джованни писал пьесы, рисовал карикатуры, давал политические советы понтификам. Жизнь в богемном Риме, огромные деньги, любовные связи с замужними женщинами, скандальные суды – все это, несомненно, наложило свой отпечаток на «взрывное» творчество Бернини. Outlook выбрал 5 главных его шедевров.Фото luxuryromemag.it
Начнем с наиболее известной работы мастера – площади Святого Петра, расположенной перед одноименным собором. Именно там, сидя и стоя на брусчатке, по которой, между прочим, проходит граница Ватикана, католики всего мира слушают речи Папы Римского. Создавая колоннаду со ста сорока святыми, Бернини строил открытое сооружение, где летом можно укрыться от жары, а зимой от холода. Его современники рассказывали, что архитектор вдохновлялся Колизеем. Несмотря на огромное количество мрамора, площадь не давит величием и помпезностью. А встав под определенным углом, можно заметить, как колонны «исчезают» и вообще превращают строение в прозрачно-невесомое. Потратив на возведение пьяцца Сан-Пьетро 6 лет свой жизни, Лоренцо стал в один ряд с Рафаэлем, Микеланджело, Браманте и другими великими творцами, приложившими свою руку к этому месту. Позже в именитую компанию возжелал втиснуться и диктатор Муссолини, поэтому в 30-ые годы ХХ столетия он завершил вышеуказанную композицию, протянув к ней улицу Примирения.
Читайте также: Пляжи и античность – римский пригород Остия
Вообще, Лоренцо Бернини, которого называют отцом барокко, был умельцем на все руки. Строил все – не только гигантские архитектурные ансамбли, но и сравнительно небольшие объекты. В том числе и фонтаны. Наиболее изящным считается Fontana delle Api, или Фонтан пчел. Созданный в 1644 году рядом с площадью Барберини во все том же Вечном городе он притягивает как уставших римлян, так и ещё более измотавшихся туристов. Ведь в полуденный зной приятно отдохнуть у этой раскрывшейся раковины, которую неустанно наполняют чистой и прохладной водой три крохотные пчелки. К сожалению, годы не пощадили шедевр – некоторые его элементы утеряны, наверное, навсегда. С этим фонтаном связана одна любопытная история. Надпись на мраморе гласит: "Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году в честь 21-го года пребывания на папском престоле". Однако Лоренцо, завершив работу за пару месяцев до 22-ой годовщины, позволил себе написать не «21», а «22». Это возмутило римлян, которые сказали, что «у них украли время». В итоге последнюю цифру поменяли на правильную, а Урбан Восьмой…умер за восемь дней до наступления 22-ой годовщины своего правления.Фото thegeographicalcure.com
Последняя работа мастера вовсе не последняя по популярности. Скульптура «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» будто вообще не из мрамора, настолько все живо. Сама Людовика, или же Луиза, жившая в 1474–1533 годах, почитается в Риме как святая. Создавая этот шедевр в 70 с лишним лет, Бернини понимал, что годы берут свое и вряд ли он еще сможет сделать что-либо настолько же великое. Поэтому вложил в этот заказ кардинала Палуцци-Альбертони весь свой талант.
Фото en.wikipedia.org
Учитывая, что Бернини с 17-ти лет творил для ватиканской верхушки, может сложиться впечатление о его причастности к придворным архитекторам. Только это далеко не так. Его во многом скандальный образ жизни (изуродование любовницы, уголовное преследование нелюбимого брата) плохо сочетался с устоями официальной церкви. Однако дар Лоренцо был настолько велик, что ему прощались не самые правильные человеческие поступки, а количество заказов неуклонно росло. Одна из первых его значительных скульптур – «Аполлон и Дафна», которую культурологи называют манифестом барочной эстетики. Здесь мы опять наслаждаемся «мрамором в движении», ведь Аполлон вроде бы настиг беглянку, но ее конечности уже превращаются в ветви и корни, и, кажется, это выглядит эффектнее, чем современная компьютерная графика.
Фото artsy.net
Лучшая работа, по версии самого архитектора – «Скала Реджа». Этот парадный вход в папскую резиденцию сжат между собором и стенами, а над ними находится Сикстинская капелла. Выполняя свой последний заказ для Ватикана, Бернини удивил всех, создав перспективу и ощущение пространства в небольшом помещении. По его словам, главной задачей было не нарушить работу Антонио да Сангалло, который еще в начале XVI века соединил Ватиканский дворец с собором Святого Петра лестницей, а воссоздать этот элемент на месте детища зодчего. Фото michelangelobuonarrotietornato.com
Заглавное фото enjourney.ru