Знай наших: Серж Лифарь
Как все начиналось
В отличие от большинства ребят, которые приходят в балетную студию, едва им исполняется пять лет, Сергей начал заниматься в шестнадцать. Довольно поздно, но, как видим, возраст таланту не помеха. Родители считали, что их сын должен стать знаменитым певцом — недаром его вокальные данные вызывали зависть среди других участников хора, в котором он пел. Сам мальчик всерьез увлекался актерским мастерством и таки убедил родителей, что театр необходим ему как воздух. Итак, в возрасте 12 лет Сергей Лифарь впервые попал в Киевский драматический театр оперы и балета. Затем последовали занятия в киевской студии Брониславы Нижинской, которые привели его… в Париж!Фото artefact.org.ua
Русский балет С. Дягилева казался настоящей мечтой. Правда, на пути к исполнению заветного желания Лифарю пришлось пройти через некое испытание. Пересекая границу, он натерпелся страху: покидать родину пришлось нелегально. Как вспоминал сам артист в мемуарах, на границе в него выстрелили, и он был ранен.
Но судьба вознаградила молодого артиста балета за его трудолюбие и преданность своему делу. На него обратил внимание сам Сергей Дягилев. Он как раз искал замену Вацлаву Нижинскому — и сделал выбор в пользу Сержа. Однако киевской подготовки было мало, и Дягилев отправил Лифаря учиться в Италию, порекомендовав обратиться за помощью к преподавателю, танцовщику-виртуозу Энрико Чекетти, и не обойти вниманием Анну Павлову.
Украинец до конца
Что было дальше, известно каждому влюбленному в искусство. Сержу понадобилось всего несколько лет, дабы завоевать сердца французской публики. Но в родной стране его имя незаслуженно предали забвению. В советских книгах рядом с именем Лифаря соседствовала коварная надпись «изменник родины». Артиста оценил весь мир, кроме тех, кому следовало гордиться выдающимся соотечественником. К слову, сам Серж Лифарь от культурных корней не отказывался и всегда подчеркивал: он — украинец. В письме, адресованном любимой жене, подписывался так: «украинец до конца».Фото pochemuha.ru
Как-то раз Шарль де Голль сказал, что искренне ценит вклад, который Серж Лифарь привнес во французскую культуру. И предложил ему сделать французский паспорт. Но артист отказался, не побоявшись произнести смелые слова: «Я никогда не был и не буду французом, ведь моя родина – Украина». Тем не менее, во Франции Серж Лифарь поставил более 200 балетов, а также основал Институт хореографии при Гранд-опера.
Более того, ему удалось изменить отношение к балету в целом. Все дело в том, что раньше танец не считался полноценным жанром в искусстве. Балет было принято показывать после громких оперных премьер, дабы продлить восторг публики после спектакля, не убив послевкусие. Основав институт хореографии в Париже, Серж Лифарь добился равноправия. Отныне на балет перестали смотреть как на искусство низшей касты. А с 1955 года в Парижском университете Сорбонна появился новый курс, придавший балету научную основу. Лифарь предлагал студентам изучать историю и теорию танца. Отныне в Сорбонне будущие артисты балета могли получить прекрасную подготовку.Фото gettyimages.com
Серж Лифарь заботился о дисциплине. Как только на сцене начиналось действо, двери закрывались. Хореограф считал, что тому, кто не может вовремя прийти на балет, не место в зрительном зале. Это стало неожиданностью для публики. Театр перестал быть поводом на других посмотреть и себя показать. Мужчины больше не устраивали здесь застолья, а женщины не демонстрировали роскошные убранства. Сместился вектор — с холеного зрителя на талантливого артиста. Более того, все участники представления равны, считал Лифарь. Нет смысла выделять кого-то одного, ведь хорош не тот артист, который исполняет роль, а тот, кто играет спектакль. Поэтому Лифарь убрал за ненадобностью выход на бис, а также просил зрителей не приходить с цветами.
Французский шик манил артистов любого уровня. Актеры мечтали получить хоть толику той славы, которой мог похвастаться Серж Лифарь. Но знаменитый артист балета отчаянно тосковал по родине. В Киев он смог попасть только через сорок лет после того, как пересек границу. Его взору предстало печальное зрелище. В доме, милом сердцу, давно был погашен свет. Придя на кладбище, Серж опустился на колени перед родительской могилой… В своих воспоминаниях он так описал момент отчаяния: «От горечи и боли я упал на колени. И сказал им: «Это я, ваш Сергей, ваш Сергунчик. Я танцевал во всем мире, но вы, самые близкие люди, никогда не видели этого…»
Зарисовки и увертюры
Немногие знают о том, что артист был еще и художником. В общем-то, это немудрено. Среди его друзей были такие великие личности, как Пабло Пикассо, Жан Кокто, Марк Шагал... Эти выдающиеся мастера занимались сценографией в постановках Лифаря.Фото 1stdibs.com
Искусство всегда находилось на пьедестале, поэтому, покинув театр в возрасте 65 лет, Серж принялся рисовать. Новое занятие оказалось чем-то большим, нежели просто увлечение. Лифарь выработал собственную технику, написал немало картин, и, хотя именитые друзья восхищались им, сам маэстро был достаточно скромным. «Я не художник, а только хореограф, рисующий». Ему аплодировали Канны, Монте-Карло и Венеция, повидавшие множество мастеров на своем веку. А сам художник до конца своих дней оставался верен лишь одной музе — его величеству Искусству. Перед смертью Серж попросил букет белых лилий. Почему именно их? Лилии напоминали о роли принца Альберта в балете «Жизель»…
Заглавное фото pinterest.com