Нормандия глазами Корнея Грицюка. Родина зонтиков и субмарин
Двойное название города появилось в начале 2000-х, когда Шербург слился с Октевилем. Сегодня там проживает больше 40 тысяч человек, и профессиональная деятельность трети из них связана с портом.
Значение Шербура-Октевиля для Франции невозможно переоценить. За земли полуострова Котантен, где он расположен, крови было пролито не меньше, чем за Эльзас с Лотарингией, за которые галлы вечно воевали с немцами. За нормандскую же крепость сражаться приходилось с англичанами, ведь каждая сторона рассматривала это место как плацдарм для дальнейшего наступления. Поэтому сосчитать, сколько раз город переходил то к Британии, то снова возвращался в «родную гавань», очень сложно. По иронии судьбы в середине 19-ого века, когда после невероятных денежных вливаний Наполеона Бонапарта и усилий тысяч строителей и инженеров город-крепость стал максимально непроходимым благодаря возведению искусственного рейда и целой сети защитных сооружений на воде, отношения между странами нормализовались.Фото photofoto.canalblog.com
Несмотря на практически 150-летнюю мирную жизнь, находясь там, просто невозможно избавиться от духа прошлого, напоминающего о героических сражениях за эту землю. Прогуливаясь по улицам Шербура-Октевиля, также на ум приходят трогательные зонтики, навсегда вошедшие в историю благодаря знаменитому фильму с Катрин Денев. Но здесь есть место не только романтике, уже более ста лет основная специализация города – изготовление подводных лодок. Ими тут буквально бредят – поэтому верфи и военные предприятия работают и днем и ночью, превращая город в единый механизм.
Читайте также цикл статей о Нормандии
Праздной и отдыхающей Нормандии, о которой мы говорили в Довиле, тут нет и близко: горожане в основном трудятся, а богема ездит отдыхать в другие места. И все же порт обладает своей магией и притягательностью, особенно для туристов, увлекающихся морской техникой. Для удобства путешественников есть очень много пешеходных улиц. Прогуливаясь по ним, настоятельно рекомендую закрыть глаза, вдохнуть свежий воздух, доносящийся с океана, и начать фантазировать.Фото paris-jetequitte.com
Каждый поворот, каждая постройка буквально дышат историей. Взять хотя бы невероятный по своей архитектуре в стиле ар-деко трансатлантический вокзал. Именно там останавливался «Титаник», отплыв из Саутгемптона. В Шербурге на его борт поднялось 270 пассажиров. О катастрофе в этом месте напоминает небольшой музей, в котором хранятся вещи с лайнера, уникальные фотографии и комнаты с видеоинсталяциями, воссоздающими сцены трагедии.
В соседнем доке располагается крупнейшая подлодка «Грозный», превращенная в музей. Все посетители могут побродить по ней и даже понажимать на кнопки, которые еще несколько десятилетий назад могли запросто уничтожить всю планету. Торпеды, ракеты, корабли, субмарины, опять торпеды – легко можно стать пацифистом.
И когда от военной техники начнет кружиться голова, самое время освежиться в парке Эммануэля Лье. Этот городской сад – главные легкие промышленного города – назван в честь знаменитого путешественника и биолога, который его основал. К слову, только там не слышно гула предприятий. Но это не единственная «замануха» – помимо традиционной для европейцев флоры, в зеленом оазисе можно увидеть уникальные растения, привезенные из Китая и Южной Америки еще в 19-ом веке. Особенно поражает, когда перед тобой возникают экзотические эвкалипты, диковинные кактусы и бразильские пальмы. Задержаться можно до вечера – в саду функционирует современная обсерватория, а небо над океаном – сами понимаете какое…Фото walnutgrovetravel.com
Если вы все же устали от корабельного гула, то можно проехаться в окрестности к замку Шато де Равале. Он уже много веков хранит грустную историю любви брата к сестре, которых отец велел казнить за неугодное ему чувство. Величественный дворец в стиле ренессанса был и госпиталем во время Первой мировой, и попадал под бомбардировки, и служил казармой для военных. Тем не менее судьба его уберегла, и он прекрасно сохранился. Если вы надумаете его посетить – важно заранее узнать о днях и времени работы, так как экспозиция часто бывает закрыта.
После прогулок аппетит наверняка заявит о себе во весь голос. Туристы не упускают возможности отправиться на местный рыбный рынок и полакомиться свежими морепродуктами. В соседних ресторанах подают традиционное блюдо «Мадемуазель де Шербур». В его основе – маленькие омары, тушенные в овощах и специях, которые великолепно сочетаются с белым вином. Не менее вкусно готовят нежнейшее свиное филе с традиционными для Нормандии яблоками. Запивать, естественно, следует кальвадосом.
Шербур-Октевиль – это прекрасное место, но вряд ли здесь получится расслабиться, созерцая океан и неспешно прогуливаясь по набережной. Зато здесь тот же приятный климат плюс цивилизация со всеми ее современными благами. Нам кажется, этот город-верфь отлично подойдет в качестве промежуточной точки в переездах между городами Нормандии. Поэтому подзаряжаем здесь батарейки, немного устаем от промышленности и едем в Руан или, как его назвал Стендаль «Афины готического стиля».
Заглавное фото adamsons.com