Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Прямые линии вызывали возмущение у Фриденсрайха Хундертвассера с детства. Вероятно, виной тому гнетущие воспоминания о геометрически безупречных колоннах немецких солдат, марширующих по его родной Австрии после ее аншлюса нацистами. С тех пор художник объявил настоящую войну правильным формам, что сделало его одним из наиболее узнаваемых архитекторов прошлого века. Луковицы, украшающие здания Фриденсрайха, во всем мире известны как символ борьбы против прямолинейности.
Созданные Хундертвассером формы можно было бы назвать чудаческими, если бы не строгая концепция автора, распространявшаяся не только на его живопись и литературные работы, но и на сам образ жизни. Художник всегда носил разные носки, свои манифесты провозглашал, полностью обнажившись, и выступал против расширения ЕС как структуры, отбирающей у народов их аутентичность. Хундертвассер – проповедник гармоничного сосуществования с природой и одновременно борец за любые проявления индивидуальности. Даже мелкие детали в его проектах служат тому подтверждением – каждое окно Фриденсрайха стилистически уникально, крыши сплошь усеяны травой и стремятся к небу верхушками высаженных по периметру деревьев. Фасады зданий наглядно демонстрируют убеждения мастера об «оконном праве»: любой житель многоквартирного дома может обрисовать наружные стены своей квартиры настолько, насколько хватит длины его руки.Фото bezkordonu.com
За архитектуру Хундертвассер взялся уже после того, как приобрел популярность художника. Значительно поспособствовала этому его страсть к путешествиям. К 40 годам он объездил всю Европу, изучив немало языков, посетил страны Аравийского полуострова и Северной Африки, а также Японию. Ключевой же точкой в этих перемещениях стала Испания, ведь именно там, в Барселоне, наш «оконный» демиург ознакомился с мистическим наследием Антонио Гауди. Сам австриец впоследствии не раз будет признаваться в том, что находился под влиянием короля модерна.
Читайте также: Мы там были: Вена
Вольнодумный Хундертвассер ощущал архитектуру, как третью кожу, наряду с кожей собственной и одеждой. И вопреки своей вящей причудливости, эта концепция нашла себе достойный отклик в разных странах. Дома Фриденсрайха можно увидеть не только на его родине, но и в Германии, Швейцарии, США, Японии и Новой Зеландии. Среди них и небольшие объекты, для которых архитектор продумал редизайн, и полноценные архитектурные комплексы, и даже промышленные строения. Хундертвассер не брезговал воплощать свои идеи в творениях самых разных масштабов. В наиболее известном его доме в Вене располагаются полсотни квартир, кафе, парковка, террасы, а не менее претенциозное здание в Магдебурге – Зеленая цитадель, завершенная уже после смерти архитектора, – рассчитана на более чем сотню жилых и офисных помещений, не считая театра и гостиницы. Примечательно, что за венский проект Фриденсрайх отказался взять плату: ему достаточно было того факта, что на этом месте не возвели нечто безобразное.Фото bezkordonu.com
Как эколог Хундертвассер всегда интересовался вопросами переработки отходов. Он заявлял, что у природы их нет, поэтому отбросы и экскременты не должны вызывать у людей отвращения. Подобная философия нашла себе выход в проектировке фабрики по сжиганию мусора в Вене и даже в возведении общественного туалета в Новой Зеландии. Оба эти объекта, несмотря на свою в буквальном смысле «трешовую» направленность, поражают количеством туристов, желающих с ними ознакомиться.Фото lh3.googleusercontent.com
Напоследок, вернувшись к нашей «идейной географии», стоит сказать, что с Новой Зеландией Фриденсрайха связывало не только WC-строительство. Наравне с Испанией эта страна заняла в его жизни особое место. Здесь он возвел жилье своей мечты и здесь же был и похоронен. Согласно завещанию – без одежды, без гроба, у корней дерева.
Заглавное фото ru.maps.me