ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ: Питер Хег: «Нет никакого дна, есть только вечное падение»
Говорят, что у датских эстетов есть три культовых фигуры – знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, философ-экзистенциалист Серен Кьеркегор… и, собственно, Питер Хег, автор пронзительных романов «Тишина», «Смилла и ее чувство снега», «Женщина и обезьяна», «Условно пригодные» и т.д.
– Литература может сделать человека добрее?
– Литература прекрасна, но она не в силах дать человеку больше, чем опыт познания мира, в котором мы живем. Один опыт не сможет изменить вашу жизнь, вот так и чтения книг недостаточно для того, чтобы изменить общество к лучшему. Впрочем, некоторая литература может повлиять на социальные изменения. Увы, дети и молодые люди не задают мне таких вопросов, но если бы они спросили, как сделать мир лучше, я бы ответил: старайтесь быть добрее по отношению ко всем людям. Это более мощный способ, чем литература. Трансформация начинается с того момента, когда человек начинает относиться к другим искренне и по-доброму.Фото english.spbu.ru
– В романе «Тишина» были строки, особенно запавшие в душу: «Молитва рождается, когда человек не опустился до дна, но уже ничего не просит у Бога». Вашему творчеству свойственны лирические медитативные отступления. Как концепция молитвы появилась на страницах ваших книг?
– Цитата, о которой мы сейчас говорим, принадлежит одному из персонажей романа «Тишина» (в оригинале «Тихая девочка»). В этой книге так много героев, их жизни постоянно пересекаются, а эта фраза отражает общую линию повествования. Интерес к духовному переосмыслению жизни проходит через весь текст. Откуда он берет начало? На протяжении всей жизни я практикую медитацию. Создавая роман, я нахожусь в поиске образов, которые позволят рассказать о внутренней тишине. Иногда с этой целью я обращаюсь к образу снега (как в книге «Смилла и ее чувство снега»). В «Тишине» я говорил о противостоянии музыки и беззвучности. Я использовал разные средства для того, чтобы описать таинственную дверь, которая ведет нас в другую реальность.
Смотрите также: ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ с режиссером Дороном Пазом
– Вы рассказывали о практике медитации. Как она помогает вам в написании книг?
– Я уверен, мой опыт медитации не отличается от описанного разными художниками. Я читал, что многие актеры, писатели и композиторы использовали медитацию для того, чтобы стабилизировать ум и высвободить творческую энергию, войти в творческий поток, да и просто стать сильнее. Я чувствую пользу, когда медитирую перед тем, как начать писать, это помогает творить. Я всегда медитирую по утрам, затем пишу, а после этого медитирую вновь.Фото berlingske.dk
– В романе «Смилла и ее чувство снега» вы говорите о предательстве. Ребенка предали, и он погиб. Затем главная героиня проходит через предательство, разочарование в людях и чудом остается в живых. Почему люди предают друг друга?
– За последние двадцать лет я дал около 400-500 интервью, но почему-то мне никогда не задавали этот вопрос. Тема предательства очень важна для всей истории литературы, поэтому я так часто поднимаю ее в романах. Мне кажется, сначала мы предаем себя. Каждый человек рождается, имея способность поступать с другими по-доброму. Когда мы отказываемся от этого качества и боремся за славу и деньги, мы лишь тешим эго. На самом деле, мы предаем себя. Мы предаем искренность и врожденную мудрость. Так что суть любого предательства в том, что, зная, как нужно поступить по совести, мы выбрали более легкий путь.Фото english.spbu.ru
– В романе «Условно пригодные» есть фраза: «Стать взрослым – значит забыть, а потом и отказаться от того, что было важно, когда ты был ребенком». Как излечить детские травмы?
– Чтобы проработать детские травмы, нужно взглянуть им в глаза. Мы, люди, пытаемся убежать от боли. Но сначала стоит признать: да, я страдал, когда был ребенком, и это переживание живет в моей душе. Затем попытайтесь простить себя, если это возможно, а также простить тех, кто поступил с вами плохо. После этого сделайте что-то доброе для других. Кроме того, современная психология и психотерапия предлагают множество полезных инструментов. Терапия позволяет исцелить раны, которые каждый из нас получает, когда мы переходим от детства ко взрослой жизни. Фото english.spbu.ru
– Сегодня есть разные практики, помогающие развить творческий потенциал. Каждый ли может открыть в себе творческое начало?
– Я не могу назвать себя экспертом в этом вопросе, но у меня есть определенный опыт, которым я делюсь на курсе по развитию креативности. Есть люди, способные тонко чувствовать то, что происходит в мире, и перерабатывать любой опыт, создавая произведение. Порой они говорят о том, что им помогает некая творческая сила, провидение, вдохновение, счастливые случайности. Но нужно ли придумывать название для источника творчества?Кто-то называет эту силу богом, другие – открытым пространством. Это тайна, с которой человек рожден и которую ему не дано постичь. Я предпочитаю не ставить штампы. Ведь, если называть эту силу божественной энергией или буддхой, это исключает людей других религий. Каждый человек рожден с творческим потенциалом. Художник не отличается от обычного человека, он лишь острее чувствует, в чем нуждается современное общество, культура или религия, которые были частью его воспитания. Предлагаю в этом интервью назвать его необъяснимой открытостью (inexplicable openness), из которой произрастает все богатство мира. Сможете принять такую идею?
Заглавное фото berlingske.dk