Управляемый хаос: архитектор Заха Хадид.
«Я люблю людей с горящими глазами»
Заха родилась в Багдаде в 1950-ом году в семье очень деятельного и энергичного человека – Мохаммеда Хадида, коспомолита, бизнесмена и лидера демократической партии Ирака. Именно от него хрупкая женщина и получила твердый, как элементы ее конструкций, характер. Будучи с самого детства в кругу передовых людей, стремившихся превратить свою страну в процветающую и передовую, она еще в 11 лет решила, что не хочет сидеть дома и только заниматься хозяйством. У нее была цель – стать выдающимся архитектором и создавать мир вокруг себя.
Эта амбиция привела Заху Хадид сначала на математический факультет Американского университета в Бейруте, а потом и в престижнейшую школу Архитектурной ассоциации Лондона, где ей встретился еще один человек с горящими глазами, сыгравший важную роль в ее жизни – нидерландский архитектор-экспериментатор Рэм Колхас. Он увлекался идеями деконструктивизма, поскольку считал, что архитектура – это искусство и ее нельзя сковывать скучными городскими генпланами и традиционными формами. Смелые и необычные проекты Хадид, которые она сдавала в качестве контрольных работ, превратили ее в любимую ученицу Колхаса, поэтому уже к окончанию учебы он пригласил ее работать в собственное архитектурное бюро, где продолжилось ее развитие как мастера.
«Заниматься архитектурой, когда ты женщина и иностранка, очень сложно. Тем более, если ты делаешь нечто «ненормальное».
В возрасте тридцати лет Заха решила, что хочет открыть свою компанию. Колхас воспринял это нормально и пожелал ей одного – не останавливаться и превзойти его самого, поскольку для настоящих наставников – это лучшая награда за их труд. Однако следующее десятилетие принесло Хадид мало поводов для радости: в ее чересчур амбициозные и футуристические проекты никто не решался вкладывать деньги, а многие сделки, как, например, с Оперой в Кардиффе, срывались в последний момент. Ситуацию усложнял еще и гендерный факт: архитектура всегда считалась «мужской профессией», поэтому до самого начала 90-х годов прошлого века Заха Хадид была хоть и интересным, но «бумажным» архитектором, а ее бюро занималось маленькими частными проектами – дизайном квартир и домов, чтобы хоть как-то удержаться на плаву.
Наверное, многие в подобной ситуации махнули бы на свои цели и начали просто радоваться жизни, зарабатывая ремеслом. Однако наша героиня и не думала сдаваться – она продолжала участвовать в конкурсах, придумывала все новые формы и верила, что настанет день и ее чертежи и эскизы воплотятся в жизнь.
«Счастливчик– это человек, которому выпадает много шансов».
Что такое шанс и как им воспользоваться, уроженка Ирака знала не понаслышке. Около 13-ти лет она терпеливо ждала возможности по полной продемонстрировать свой талант, и когда в 1990-ом году компания-производитель мебели Vitra заказала ей придумать пожарную часть, Хадид поняла: или сейчас или никогда. Как одержимая, она предлагала заказчикам различные проекты – один безумнее другого, пока выбор не остановился на здании, которое напоминало знаменитый бомбардировщик «Стелс». Этот самолет, словно впечатанный в конструкцию, в 1993-ем году буквально взорвал мир дизайна и архитектуры.Как это бывает, казалось бы, только в сказках или голливудских фильмах, Заха Хадид проснулась знаменитой, и на нее буквально обрушились новые предложения.
Она, все эти годы копившая в себе какую-то немыслимую концентрацию энергии, практически не отказывала в проектах никому и за 10 лет реализовала сразу несколько неповторимых объектов. Главными среди них принято считать:Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати (штат Огайо, США), вокзал и паркинг в Страсбурге, лыжный трамплин в Инсбруке (Австрия), центральное здание завода BMW в Лейпциге (Германия). В 2004-ом году Заха Хадид подкрепила свой статус культового архитектора, став первой в истории женщиной, награждённой самой престижной в этой сфере, Притцкеровской премией. Однако куда большее удовольствие ей принес тот факт, что молодые дизайнеры и проектировщики начали считать именно ее «классикой» и пытались ей подражать.
Теперь, казалось бы, можно остановиться и почивать на лаврах – она добилась в разы большего, чем даже мечтала. Но Хадид не была бы Хадид, если бы превратилась в главу жюри серьезных конкурсов или возглавила бы какое-то учебное заведение. Нет, она, конечно, делилась опытом с подрастающим поколением, оценивала чужие работы, читала лекции по всему миру и даже выпускала собственную мебель, но все это – только в свободное время, поскольку она по сей день продолжала делать удивительным здания, превращая 21-ый век в свое пространство для творчества.
«Если есть 360 градусов, зачем придерживаться только какого-то одного?»
Помимо наставника – Колхаса, вторым учителем Захи Хадид можно считать Казимира Малевича с его супрематическими композициями. Математическое образование вперемешку с буйной фантазией позволяли ей просчитывать и создавать, на первый взгляд, неустойчивые формы, которые вот-вот обрушатся или треснут. Именно деформация предметов и зданий и использование в их основе необычных элементов заставляют нас восторгаться ее работами и чувствовать себя в футуристических декорациях.
И все же не одна Хадид умела «строить» необычно. Успех ее кроется еще в одном важнейшем аспекте – способности «вставлять» свои здания в природный ландшафт. Именно это гармоничное соединение несоединимого и отличают ее проекты от других эскизов, где творчество архитектора зачастую – инородный для города элемент. Так что не стоит удивляться тому, что Заха спокойно работала и в ближневосточной пустыне, и в азиатских мегаполисах, и в маленьких европейских городах. Она везде добавляла месту шарма и технологичности.
Фото highlike.org, media.architecturaldigest.com, art1.ru, images.adsttc.com, artishock.org,