RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Управляемый хаос: архитектор Заха Хадид.

Управляемый хаос: архитектор Заха Хадид.

В английском языке есть замечательный неологизм, синоним успешности - «селфмэйдмэн», который можно перевести как «человек, сделавший себя». Именно таким человеком, безусловно, была знаменитый архитектор Заха Хадид. Мы расскажем о ее непростом жизненном и творческом пути ее же словами.

«Я люблю людей с горящими глазами»

Заха родилась в Багдаде в 1950-ом году в семье очень деятельного и энергичного человека – Мохаммеда Хадида, коспомолита, бизнесмена и лидера демократической партии Ирака. Именно от него хрупкая женщина и получила твердый, как элементы ее конструкций, характер. Будучи с самого детства в кругу передовых людей, стремившихся превратить свою страну в процветающую и передовую, она еще в 11 лет решила, что не хочет сидеть дома и только заниматься хозяйством. У нее была цель – стать выдающимся архитектором и создавать мир вокруг себя.

Эта амбиция привела Заху Хадид сначала на математический факультет Американского университета в Бейруте, а потом и в престижнейшую школу Архитектурной ассоциации Лондона, где ей встретился еще один человек с горящими глазами, сыгравший важную роль в ее жизни – нидерландский архитектор-экспериментатор Рэм Колхас. Он увлекался идеями деконструктивизма, поскольку считал, что архитектура – это искусство и ее нельзя сковывать скучными городскими генпланами и традиционными формами. Смелые и необычные проекты Хадид, которые она сдавала в качестве контрольных работ, превратили ее в любимую ученицу Колхаса, поэтому уже к окончанию учебы он пригласил ее работать в собственное архитектурное бюро, где продолжилось ее развитие как мастера.

«Заниматься архитектурой, когда ты женщина и иностранка, очень сложно. Тем более, если ты делаешь нечто «ненормальное».

В возрасте тридцати лет Заха решила, что хочет открыть свою компанию. Колхас воспринял это нормально и пожелал ей одного – не останавливаться и превзойти его самого, поскольку для настоящих наставников – это лучшая награда за их труд. Однако следующее десятилетие принесло Хадид мало поводов для радости: в ее чересчур амбициозные и футуристические проекты никто не решался вкладывать деньги, а многие сделки, как, например, с Оперой в Кардиффе, срывались в последний момент. Ситуацию усложнял еще и гендерный факт: архитектура всегда считалась «мужской профессией», поэтому до самого начала 90-х годов прошлого века Заха Хадид была хоть и интересным, но «бумажным» архитектором, а ее бюро занималось маленькими частными проектами – дизайном квартир и домов, чтобы хоть как-то удержаться на плаву.

Наверное, многие в подобной ситуации махнули бы на свои цели и начали просто радоваться жизни, зарабатывая ремеслом. Однако наша героиня и не думала сдаваться – она продолжала участвовать в конкурсах, придумывала все новые формы и верила, что настанет день и ее чертежи и эскизы воплотятся в жизнь.

«Счастливчик– это человек, которому выпадает много шансов».

Что такое шанс и как им воспользоваться, уроженка Ирака знала не понаслышке. Около 13-ти лет она терпеливо ждала возможности по полной продемонстрировать свой талант, и когда в 1990-ом году компания-производитель мебели Vitra заказала ей придумать пожарную часть, Хадид поняла: или сейчас или никогда. Как одержимая, она предлагала заказчикам различные проекты – один безумнее другого, пока выбор не остановился на здании, которое напоминало знаменитый бомбардировщик «Стелс». Этот самолет, словно впечатанный в конструкцию, в 1993-ем году буквально взорвал мир дизайна и архитектуры.Как это бывает, казалось бы, только в сказках или голливудских фильмах, Заха Хадид проснулась знаменитой, и на нее буквально обрушились новые предложения.

Она, все эти годы копившая в себе какую-то немыслимую концентрацию энергии, практически не отказывала в проектах никому и за 10 лет реализовала сразу несколько неповторимых объектов. Главными среди них принято считать:Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати (штат Огайо, США), вокзал и паркинг в Страсбурге, лыжный трамплин в Инсбруке (Австрия), центральное здание завода BMW в Лейпциге (Германия). В 2004-ом году Заха Хадид подкрепила свой статус культового архитектора, став первой в истории женщиной, награждённой самой престижной в этой сфере, Притцкеровской премией. Однако куда большее удовольствие ей принес тот факт, что молодые дизайнеры и проектировщики начали считать именно ее «классикой» и пытались ей подражать.

Теперь, казалось бы, можно остановиться и почивать на лаврах – она добилась в разы большего, чем даже мечтала. Но Хадид не была бы Хадид, если бы превратилась в главу жюри серьезных конкурсов или возглавила бы какое-то учебное заведение. Нет, она, конечно, делилась опытом с подрастающим поколением, оценивала чужие работы, читала лекции по всему миру и даже выпускала собственную мебель, но все это – только в свободное время, поскольку она по сей день продолжала делать удивительным здания, превращая 21-ый век в свое пространство для творчества.

«Если есть 360 градусов, зачем придерживаться только какого-то одного?»

Помимо наставника – Колхаса, вторым учителем Захи Хадид можно считать Казимира Малевича с его супрематическими композициями. Математическое образование вперемешку с буйной фантазией позволяли ей просчитывать и создавать, на первый взгляд, неустойчивые формы, которые вот-вот обрушатся или треснут. Именно деформация предметов и зданий и использование в их основе необычных элементов заставляют нас восторгаться ее работами и чувствовать себя в футуристических декорациях.

И все же не одна Хадид умела «строить» необычно. Успех ее кроется еще в одном важнейшем аспекте – способности «вставлять» свои здания в природный ландшафт. Именно это гармоничное соединение несоединимого и отличают ее проекты от других эскизов, где творчество архитектора зачастую – инородный для города элемент. Так что не стоит удивляться тому, что Заха спокойно работала и в ближневосточной пустыне, и в азиатских мегаполисах, и в маленьких европейских городах. Она везде добавляла месту шарма и технологичности. 

Фото highlike.org, media.architecturaldigest.com, art1.ru, images.adsttc.com, artishock.org, 

Вам это будет интересно:
Умиротворение и красота. Впечатляющие храмы Азии
Буддисты говорят: «Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания». А для этого есть соответствующие места. Сегодня мы собрали для вас пятёрку потрясающих храмов, где буддисты и простые туристы ищут путь гармонии для своей души.
Святая красота! Что скрывают самые известные аббатства мира?
Что вы себе представляете, когда слышите слово «аббатство»? Уверена, большинство в первую очередь вспомнят о Вестминстере. А что, если я скажу, что на самом деле это уже не аббатство? Так что же делает эти средневековые постройки особенными? Давайте разбираться на примере сооружений из разных стран Европы.
Высоты Востока
Стереотипы – страшная вещь. С их «помощью» у нас в голове формируется определенная картина мира, которую не так просто изменить. Взять, к примеру, понятие «небоскреб». У 90% людей в воображении сразу же возникают американские города, знакомые по фильмам и ТВ. Вполне логично, да вот только в наше время, чтобы увидеть лучшую панораму на шикарные небоскребы...
ФОТОПРОЕКТ: Варшава свысока
Мы ловили тёплые лучи весеннего солнца на почти пустых варшавских улочках в воскресенье. Когда солнце спряталось за небоскрёбами - мы поднялись на самый высокий из них, чтобы увидеть закат.
Самые красивые костелы мира: Очарование и божественная сила
Архитектура храмов имеет богатую, интересную, а подчас и неоднозначную историю. Часто именно со возведения храмов, архитектура которых отличалась особой щепетильностью и замысловатостью, начинались новаторства и закладывались основы течений в зодческом искусстве.
Стражи морей: самые впечатляющие маяки мира
Слово «маяк» вызывает красивые ассоциации: огромные корабли морские приключения, штормы... И мы хотим не развеять эти мысли, а наоборот подлить масла в огонь. В мире их бесконечное количество, они поражают своей красотой и неповторимостью. Сегодня делимся с вами пятёркой удивительных маяков!
"Le Grand Louvre"
В самом знаменитом музее мира, французском Лувре ежегодно бывает миллионы человек. Хотя, стоит заметить, что и до этого искомое здание было известно далеко за пределами Франции. Только вот использовалось оно далеко не в таких возвышенных целях, как сейчас.
Скульптуры Ватикана: история и философия
«Маленькая страна, но с большой миссией» – именно под таким девизом Латеранские соглашения между Италией и Святым Престолом признали Ватикан суверенной территорией. Этот пакт открыл двери перед любопытными, которые столетиями обменивались сплетнями о том, «что же хранят замки Ватикана?»
Век живи, век учись: самые интересные кампусы мира
Этой статьей мы хотим вдохновить как нынешних, так и будущих студентов подборкой наиболее впечатляющих университетских городков и кампусов. Наверняка и те, у кого уже есть образование, тоже придут от них в восторг и задумаются, не получить ли еще одно, так как в таких местах гранит науки, очевидно, грызется с большим аппетитом.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Баальбек – город Солнца
Возможно, это были атланты ростом под три метра или инопланетяне, которые случайно забрели на Землю и были вынуждены построить космодром. А может, это финикийцы пытались выразить почтение своему верховному богу Баалу гигантской постройкой. До сих пор никто не дал ответ, что же за цивилизация возвела Баальбек – один из величественных памятников Ливана.
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Мы там были: Прага
Где отыскать самый узкий в Чехии отель «Clementin» шириной всего около 3 метров, как выбрать между Pilsner Urquel, Krusovice и Gambrinus, когда кормить золотых карпов и почему 91-ый трамвай не такой как все? Об этом и не только узнала Эльвира Матросова. И, вопреки тому, что этот город стоит на Влтаве (дословно wilth-ahwa – дикая вода), он аристократичен, выдержан, спокоен...
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
Выше всех! Смотровые площадки мира
Природа подарила миру немало вершин, которые каждую минуту дарят посетителям бескрайнее ощущение свободы. Города воздвигают небоскребы, хвастаясь друг перед другом и, не удовлетворив амбиций, строят смотровые площадки на уровне высоты птичьего полета. Порхая от континента к континенту, затаив дыхание, любуемся обзорами нашей планеты.
ВИДЕО: Покорить природу. Самые впечатляющие виадуки мира
Иногда природа посылает людям испытания, стихию приходится покорять и подчинять, но с сооружением мостов водные преграды перестали быть проблемой. Но что же делать, если населенный пункт разделен оврагом или ущельем? В таких случаях и возводятся виадуки.
Не башней единой. Лучшие работы Густава Эйфеля
Говорят, Ги де Мопассан ненавидел Эйфелеву башню. Знаменитый писатель считал, что она уродует Париж, не принося городу никакой пользы. Тем не менее его частенько можно было встретить в уютном кафе на вершине конструкции. В таких случаях автор «Милого друга» говорил, что «только здесь проклятая башня не попадается ему на глаза…»
Канадские небоскребы: не только вверх, но и вниз
Вряд ли найдется такой человек, который не отменил бы свою встречу или прогулку, увидев не лучшую погоду за окном, поскольку одеваться, утепляться, ждать на холоде транспорт – это целый аттракцион, и вообще лучше закутаться в плед и почитать книжку...
Монсеррат: в гости к ангелам
Если заглянуть в блокноты путешественников, готовящихся к поездке в Испанию, то после популярной Барселоны второй позицией в списке непременно будет Монсеррат. Монастырскую гору обязательно хотя бы раз в год посещают и местные жители, так как считают ее сердцем Каталонии. Когда-то на месте современной Каталонии было море...
Великий шелковый путь по-таджикски
Только услышав словосочетание «великий шелковый путь», сразу представляешь себе отважных странников и нескончаемые караваны, полные драгоценностей и диковинных товаров, пересекающие страны и континенты. Сегодня мы расскажем о таджикских городах, игравших в былые времена роль важнейших перевалочных пунктов этой торговой артерии.
Закрыть
Outlook facebook page