Канадские небоскребы: не только вверх, но и вниз
Что уж тогда говорить про канадцев – их природа вообще не пощадила своими суровыми зимами и настоящими снежными бурями. Однако канадцы как раз таки встречи не отменяют, более того ходят на них налегке даже зимой. Как им это удается – далее в OUTLOOK...
Наверняка даже любители свежего воздуха и закаливания вряд ли придут в восторг от канадской зимы, поскольку минус 30 – это вполне такая обыденная температура, и очень часто бывает и ниже. А если добавить к ней еще и недельные снегопады с пронизывающим до костей ветром, уже мурашки по коже, да? Чтобы жизнь на улицах не превращалась в игру на выживание, а транспорт не скользил по ледяным трассам, муниципалитеты больших канадских городов еще в середине прошлого века начали разрабатывать проекты по защите своих граждан и инфраструктуры от непогоды. Поскольку ни тогда, ни сейчас люди не научились управлять погодой, практически одновременно и в Торонто, и в Монреале в 1950-х было принято решение строить подземные пространства, оборудованные для полноценной жизнедеятельности всего города.Фото tripsavvy.com
На первый взгляд кажется, что в этой канадской идее не было ничего уникального – человечество испокон веков укрывалось от опасности под землей, однако эволюция как раз таки и вывела всех нас на поверхность. Тем не менее, тот, кто хотя бы однажды своими глазами увидел подземные части канадских мегаполисов, поймет, что этот уход вниз – точно не деградация, а максимально практичный ход. Строить андеграундные Торонто и Монреаль начали практически одновременно со строительством метро в этих городах. Городские власти в 1960-х продавали подземные участки под торговые площади или сдавали их в долгосрочную аренду по очень низкой цене, привлекая потенциальных арендаторов. Ими в большинстве своем стали крупные компании, отели, и, конечно, магазины. Важнейшее условие сделки – владелец торговой площади под землей обязан был вложиться в строительство выходов на поверхность. Работа закипела, и уже в 1970-х монреальцы начали не только передвигаться по городу в любую погоду под землей, но и буквально сутками не выходили оттуда наверх!Фото needpix.com
Плотная сеть из 30-ти километров офисов, станций метро, магазинов, административных зданий, вокзалов, кинотеатров и всего, что только есть в современном городе – это нынешний подземный Монреаль. Эти лабиринты с комфортной температурой, собственным транспортом и возможностью оказаться за несколько минут с помощью лифтов в практически любом небоскребе, называются RESO, что является омонимом французского слова «réseau», означающего «сеть» (не будем забывать, что Монреаль – это второй по численности населения франкоязычный город планеты после Парижа). Вся эта красота устроена максимально понятно и доступно – ее системы навигации не раз отмечались премиями, поскольку даже иностранцы, спустившись сюда раз-другой, начинают ориентироваться и понимать, куда им надо идти. В холодные времена года минимум 500 человек пользуется RESO каждый день, поскольку попасть сюда можно почти из любого жилого комплекса или административного здания. Для города этот сложный проект, построенный с привлечением частных инвестиций тех же бизнесменов, арендовавших кто на 50, кто на 100 лет торговые площади, обошелся не так уж и дорого. А сегодня он и вовсе приносит прибыль, поскольку позволяет экономить массу денег, которые обычно тратятся на чистку дорог от снега и ликвидацию аварийных ситуаций зимой – теперь эти суммы уходят на другие проекты.
Читайте также: Выше всех! Смотровые площадки мира
В Торонто, крупнейшем городе страны, строительство своего подземного города немного застопорилось в 1960-х, зато настоящий бум произошел спустя двадцать лет, когда за краткий срок площадь андеграунда увеличилась на 20 километров. Его название – PATH, что переводится как «ход», и строительство некоторых его участков продолжается и сейчас, поскольку успех монреальского проекта так вдохновил властей Торонто, что они решили не только догнать, но и обогнать коллег по размерам и качеству. Этот муравейник официально считается самым крупным в мире, а сами горожане гордятся им больше всего, поэтому ведут сюда туристов в любое время года, даже летом. Хоть жара и не так сильно влияет на жизнь канадцев, прохлада лабиринтов PATH притягивает, тем более, что практически все лучшие бары, клубы, кафе и рестораны мегаполиса имеют свои «филиалы» тут, и можно спуститься сюда прямо из гостиницы, минуя трафик, и так же добраться обратно. Согласно планам архитекторов, подземный город вырастет практически в два раза и свяжет пригороды с центром уже до 2050-ого года.Фото globalnews.ca
Конечно, наличие подобных пространств очень влияет на ритм и образ жизни и Торонто и Монреаля, и для приезжих все это может показаться странным, особенно, если приехать сюда в теплый сезон. Однако стоит только высунуть нос на улицу, скажем, в середине января, как сразу оценишь все прелести этих комфортабельных подземелий. Проекты доказали свое право на жизнь и стали важнейшими объектами инфраструктуры, поэтому сейчас о подобных лабиринтах подумывают уже и в Оттаве с Ванкувером.
Заглавное фото home.kpmg