ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ с режиссером Дороном Пазом
- Насколько мне известно, вы не впервые в Украине и уже участвовали в различных проектах в нашей стране. Что это было?
- Да, я действительно участвовал в одном из проектов. Мы проводили здесь съемки фильма ужасов под названием «Голем». Локацией было местное село, расположенное в полутора часах езды от Киева. Это потрясающий опыт для нас.
- Вы представитель третьего поколения вашей семьи, которая работает в киноиндустрии. У вас была возможность реализоваться в другой сфере?
- Как я ни пытался убежать от этого… По сути, у меня не было выбора. Мой брат всегда хотел стать режиссером, я же планировал связать свою жизнь с музыкой. Но однажды, когда я начал учиться в бизнес-школе, мы с братом получили приглашение снять видеоклип для известной в Израиле группы. Затем были реклама, телевизионные шоу, а вот теперь и фильмы.
- Расскажите о своей семье, о ее корнях в киноиндустрии.
- Первопроходцем был мой дедушка Ханох Паз. Он работал театральным режиссером в кибуце Мизра около 70-80 лет назад. Это было особое место, соответственно постановки были пролетарскими и носили социалистический характер.
Мой отец всегда хотел быть режиссером… но в коммуне были свои правила. Невозможно просто решить пойти получать образование в киношколе: там все определяют за тебя. И, увы,все проголосовали против этой идеи. Но папа решил делать по-своему и ушел из кибуца,чтобы учиться. Мы же с братом с самого детства были вовлечены в его работу – локации, постановки, декорации.
- Какие у вас критерии оценки качества фильмов? Ответьте сейчас не как режиссер, а как зритель, который просто пришел посмотреть кино.
Будучи режиссером, довольно трудно отключиться от технической стороны, ракурсов, сценария, игры актеров…
И это плохо, поскольку практически невозможно просто расслабиться. Я всегда раскладываю работу на детали. Но если я забываю об этих всех вещах - это для меня главный показатель, что фильм действительно хороший. Он заставляет меня поверить в него, полностью отключиться.
- В чем заключается ваше сотрудничество с братом, когда вы вместе проводите съемки?
- Снимать фильмы сложно, это как работа художника, который сидит у холста и пишет картину. Ты работаешь с двумя-тремя сотнями людей над каждым проектом от самого начала до полного завершения. Всегда возникают проблемы то с бюджетом, то со временем. И когда мы работаем вместе с братом, то понимаем друг друга буквально с полуслова. И соответственно все возникающие рабочие моменты мы делим ровно на двоих. Мы выросли на одних фильмах, под общим влиянием, и так легче. Конечно, случаются споры и разногласия, но все же мы братья и находим компромиссы.
- Я знаю, что вы получили много мировых призов в сфере кинематографа. Они, безусловно, оставили свой отпечаток на вашей деятельности. Скажите, какое ваше самое большое разочарование в работе и самая большая победа?
- Невероятно сложный вопрос. Во-первых, я не закончил мою карьеру, поэтому… Но, к примеру, однажды мы работали с одним очень известным певцом (не буду упоминать его имя), это был музыкальный фильм, но не удалось закрыть много рабочих вопросов, технических моментов, и в итоге он не был выпущен...
Это был довольно болезненный опыт, когда пришлось просто вычеркнуть год жизни ради проекта, который просто не случился. Но это учит нас, и в следующий раз, начиная что-то новое, мы каждый раз подстраховываем себя заключением договоров и другими способами.
- А самая большая победа?
- Триумфом, думаю, стал наш первый художественный фильм «Фобидилия». У него был просто микробюджет, но мы справились. Помогли друзья. Но в итоге участвовали в фестивалях Берлинале, Торонто, Тайпей. А ведь даже самые высокобюджетные фильмы не всегда попадают туда.
- Что вас больше стимулирует в работе – разочарования или громкие аплодисменты публики?
- Обычно это делают ради признания, и это зачастую не зависит от профессии, всем это нужно. Дело в том, что я не знаю, как делать что-то другое. Для нас это естественно играть с воображением, придумывать идеи для телевизионных шоу и много работать над фильмами. Это происходит очень интуитивно. Я думаю, моя работа для меня самая лучшая, потому что она никогда не бывает скучной, каждый новый день отличается от предыдущего. В ней много взлетов и падений, она никогда не бывает стабильной: есть тяжелые и хорошие времена. И для меня это наибольшая мотивация!
- Где вы черпаете вдохновение для новых проектов? Оно приходит как вспышки в воображении, или вы долго вынашиваете в мыслях план, и это воодушевляет на последующие действия?
- Я раньше читал много книг, а теперь у меня нет достаточно времени для этого. Теперь в основном я резко останавливаю свой взгляд на статьях в газетах и журналах, вижу интересное название и говорю себе: вау, это должно быть потрясающая история! Я недавно прочитал рассказ одного японца, чей сын пристрастился к видеоиграм. Отец нанял виртуального убийцу, чтобы он уничтожил героя его сына, и он завершил игру. Так что много черпаю из заголовков в журналах, а также из фильмов, которые смотрю, разговоров, личного опыта… Мне не нравятся реалистичные сюжеты, обычные драмы, предпочитаю все будоражащее восприятие.
- Есть вопросы, которые стоит задавать только экспертам в определенных сферах, так как именно они могут дать аргументированную оценку и обозначить тенденции. Как профессионал в кинематографе дайте прогноз, какой жанр будет наиболее популярным среди зрителей в следующие пять -десять лет?
- Не знаю известно ли вам это, но в 2017 году началась золотая эра фильмов ужасов. В этом году в Голливуде все сошли с ума по этому жанру. Увы, многие люди, когда слышат о таком кино, вспоминают фильмы восьмидесятых вроде Техасской Резни Бензопилой и тому подобные, которые были ну очень кровавыми. Сейчас же ужасы стали более утонченными, сюжеты – оригинальными, и лучшие режиссеры берутся за их производство.
- Чьим опытом интересуетесь больше всего? Имею в виду признанных авторитетов мировой киноиндустрии?
Дэвид Финчер, он один из лучших, по моему мнению. Даррен Аронофски, братья Коэны, конечно, Ридли Скотт, он мне очень нравится, а ещё Дэнни Бойл.
- Какой из ваших фильмов удовлетворил все ваши требования?
- Я никогда полностью не доволен, ни одним из фильмов, правда. Очень критичен к себе. Даже сейчас смотрю ленту и говорю: «О боже мой!». Я все время думаю о своих рабочих ошибках, даже когда попадаю на лучшие фестивали. Но надо с этим бороться, быть излишне самокритичным – плохо, это убивает творчество.
- Так все же какой ваш фильм самый лучший?
- (Смеется). Это как спросить, какого ребенка я люблю больше других. Я не знаю. Я бы сказал, что первый. Потому что он был очень скромным, но мы продвинулись с ним далеко. И я также думаю, что это «Иерусалим», поскольку он впервые показывает зомби в этом городе, над этой идеей никто ранее не работал.
- Чье восхищение и чью критику вы ожидаете после выхода фильма на экраны?
Я не люблю критику, но понимаю, что без этого нельзя. Может, это из моих уст звучит неполиткорректно, но все же я вырос в доме, где все ненавидят критиков. Получается, вы ставите на кон ваши деньги, время, жертвуете очень многим для любого вида искусства (не только для фильмов), если вы занимаетесь поэзией, вы усердно работаете над рифмой, а потом… имеем мнение критика. «Этот парень» просто сидит дома и смотрит фильм, к примеру, и он зол на свою жену с утра, он был голоден, и вот он пишет рецензию (смеется). И к его мнению прислушиваются. Часто люди оценивают, опираясь на оценки других, даже не начиная знакомство с кино лично.
- А вы мониторите сферу киноиндустрии Израиля? Возможно, ищите новые имена или изучаете работу тех, кто является вашим конкурентом?
- Все время. Но смотрю на них не как на конкурентов, а как на коллег. Многие израильские фильмы – это арт-хаус, очень реалистичные драмы. Жанровое разнообразие не особо представлено. В фейсбуке создана специальная группа – небольшое общество для режиссеров, писателей, сценаристов и всех, кто работает в жанровом кино. Иногда мы встречаемся, когда общения онлайн становится недостаточно.
- Для украинских деятелей кинематографа посоветуйте, на какие кинофестивали в Израиле стоит обратить внимание. Я знаю, что один из наиболее авторитетных проходит в Хайфе...
- Прежде чем рассмотреть фестивали, советую познакомиться с израильским кино более глубоко. У нас есть новые перспективные режиссеры, которые создают интересные работы. Это знакомство нужно для того, чтобы понимать, с кем, возможно, вы будете в номинации. Два основных фестиваля проходят в Иерусалиме и Хайфе, которую вы упомянули. Каждый год организаторы стараются сделать их ещё лучше, программа действительно международная.
- В короткой перспективе – не больше пяти лет – что планируете сделать?
- Снять еще хотя бы 3-4 новых фильма, продолжать работу режиссера – это то, чего я хочу.
Сейчас у нас есть несколько проектов, некоторые их которых финансируются, другие пока нет. Приходится работать над несколькими одновременно. Сейчас с братом мы завершили работу над двумя израильскими телешоу. Я работаю над фильмами и над ТВ-проектами, которые помогают зарабатывать на жизнь. Как знаете, Девид Финчер тоже снимал рекламу в свое время, так что это способ заработка, ведь художественный фильм – это долгий процесс, который иногда может быть только искусством. ТВ-шоу для меня – как занятия в спортзале. Когда ты снимаешь полнометражную ленту, а перед этим поработал на многих шоу, ты приобретаешь опыт, это как упражнение, которое помогает быть активным.
- Как вы думаете, кем вы будете в возрасте 80 лет?
- Вау! Ну и вопрос. Надеюсь, человеком с парочкой Оскаров. Или даже с тремя, если настаиваете. J Что еще? Я бы хотел работать с большими бюджетами, как в американских фильмах, с голливудскими проектами. Мы ориентированы не на Европу, а на Америку. Многие режиссеры, особенно европейские, более реалистичны, а мы любим американский стиль со всем присущим ему экшеном.
- То есть в перспективе вы хотели бы быть всемирно известной звездой?
- Скорее да. Уйти на пенсию – это точно не мое!
- Спасибо за искренность и приятное общение.
- И вам большое спасибо. Неожиданные вопросы, я бы сказал, философские. Пришлось много подумать.