Крепость Масада: последняя битва
Сосредоточившись в крепости Масада, недалеко от Мертвого моря, восставшие иудеи оказали серьезное сопротивление римлянам. И, хотя выжить удалось немногим, Масада до сих пор считается памятником народного мужества. Единственный письменный источник, который сохранил историю Масады для потомков, – семитомная летопись «Иудейская война», ее авторство принадлежит Иосифу Флавию. Сам историк в молодости участвовал в Великом еврейском восстании против римлян. Но, увидев собственными глазами, как разрушаются наибольшие крепости и самые значимые ценности, Флавий решил, что бороться против Рима бесполезно, и принялся убеждать соотечественников в необходимости сдаться. Что это было: грандиозное предательство или хитроумный ход, каждый решает сам, но с тех пор Флавий почитался как преданный гражданин Рима, и ему была дарована абсолютная литературная свобода. Немудрено, что именно по его сочинениям нынче изучают древнейшую культуру Израиля.
Согласно Флавию, крепость Масада должна была служить главным прибежищем для царя Ирода, который и построил ограждение, хранилища, вырубил большие цистерны для дождевой воды, позаботился о сооружении казарм и оружейного склада. В руинах Масады все еще можно угадать былое величие и роскошную архитектуру, мозаичные полы с геометрическими рисунками, изображения смоковниц и гранатовых деревьев. Ирод – римский ставленник – заботился о том, чтобы иудеи чтили римские законы, и сам всячески угождал покровителям, отдавшим ему престол. Так повествуют легенды, однако сами историки ставят под сомнение правомерность преданий. Главным доказательством сторонников древней иудейской истории служат монеты, найденные в районе Масады. Их якобы выпускали в период правления хасмонейского царя Александра Яная из династии монархов, которые вытеснили греков с территории Израиля.
… После смерти Ирода прошло 75 лет. Римские властители подбирались к сокровищам, скрытым за стенами Масады, большая часть храмового серебра была вывезена для имперских нужд. Иудеи поднимают восстание. В районе крепости укрывается группка людей, именующих себя сикариями за то, что носили с собой небольшие изогнутые кинжалы, называемые сиками. После падения Иерусалима к ним присоединились зелоты – представители политической партии, которая выступала за свержение римской власти и собиралась отстаивать собственные интересы любыми способами. Три года самоотверженной борьбы на холмистом плато – именно столько повстанцам удавалось не подпускать к Масаде десятитысячные римские войска.
Один робкий взгляд в сторону крепости заставляет присмотреться внимательнее и не обнаружить ничего необычного: Масада точь-в-точь напоминает любую другую гору в иудейских окрестностях. О ней не скажешь «выступающая», «направляющая острие в небеса». Обыкновенная высота, типичный ландшафт и останки некогда роскошной крепости. Но именно здесь начинаешь чувствовать величие и гордость нации. По одной из легенд, окруженные врагами повстанцы, больше не веря в счастливый исход, разожгли костры и вошли в огонь, продемонстрировав врагам, что живыми их взять не удастся.
По другой версии, две чудом выжившие женщины рассказывали Флавию, как восставшие под руководством Элазара бен Яира подожгли крепость и убивали друг друга. 960 мужчин, женщин и детей были найдены мёртвыми. В летописи осталась речь предводителя Элазара:
«Давным-давно мы приняли решение никогда не служить римлянам или кому бы то ни было другому, за исключением Бога, который сам по себе является правдивым и справедливым Господом человечества. Сейчас пришло время, вынуждающее нас сдержать обещание. Мы были самыми первыми из тех, кто поднял бунт, и мы – последние, кто выстоял в сражении с врагом; и я вижу эту возможность, которую Господь дарит нам, – у нас все еще есть сила умереть храбро, будучи свободными».
Как писал Флавий, огонь охватил всю территорию, кроме амбаров с пищей: таким образом иудеи хотели показать римлянам, что не голод заставил их прибегнуть к смерти, а сознательное нежелание подчиниться и сдаться в плен.
После того как последний бунтарь испустил дух, римские легионы заняли крепость. А через много столетий, когда к этой территории подобрались историки, они обнаружили одиннадцать керамических черепков с вырезанными именами предводителей восстания. Кстати, именно так подтвердилось существование бен Яира, о котором упоминал Флавий.
Впервые неприступная Масада подпустила к себе американских исследователей в XIX веке, затем ее изучением заинтересовались израильские ученые. Шли годы, и в 1966-м на территорию твердыни пустили посетителей. В то время на вершину горы можно было попасть лишь пешком, но через десять лет там появился фуникулер, который довольно быстро поднимает туристов на желанную высоту. В 2001 году организация ЮНЕСКО включила Национальный парк Масада в список Всемирного культурного наследия.
Отвесные скалы, расписные фрески, любимые бани царя Ирода, Северный дворец, стоящий на трех выступах скалы, Западный дворец, где повстанцы хранили множество оружия, – такой предстает Масада глазам современного туриста. Теперь крепость дышит миром, ее больше не осаждают враждебные войска. И только исторические факты напоминают: от роскоши до кровавой расправы – несколько шагов, и тем важнее беречь хрупкое величие своей страны.
Фото Александра Заднепряного специально для OUTLOOK