Макулеле: танцуют – аж искры летят!
Не все исследователи древних культур уверены, что макулеле имеет потайной смысл. По одной из версий, африканцы отстукивают ритм дисками, выточенными из дерева, а боевой характер зрелища объясняется особенностями африканского менталитета. Мол, макулеле поддерживает взгляд на мужчину как на смелого, выносливого защитника, а палка – лишь символический атрибут.
Согласно другому сказу о происхождении танца с палками, с помощью макулеле африканцы заявляли о своих интересах. Работая на сахарных плантациях, они срезали тростниковые палочки и практически падали без сил в состоянии истощения… но все же находили силы танцевать. Рабы знали, что танец был сакральным способом выместить негодование из-за непосильного труда. Чем сильнее разражался гнев на несправедливые рабочие условия, тем ярче горели факелы, которые держали танцоры. Кстати, «факельный ритуал» имеет воинственную подоплеку. Однажды рабы устроили восстание и, связав, подожгли самых жестоких мучителей, желая отомстить рабовладельцам за всю безотрадную жизнь. Некоторым удавалось выбраться из пламени горящих поленьев, но им было не суждено спастись: рабы колотили их палками. Возможно, именно эта история стала причиной, по которой палки выступают подручным средством в этой комбинации боевых искусств и танцев. По крайней мере, так гласят легенды.Фото dudu-tucci-brasil-power-drums.com
Однако некоторые историки склоняются к мнению, что африканцы не мстили обидчикам, потому что не могли взять в руки оружие (это было опасно и наказуемо). Зато палки из сахарного тростника придавали бесстрашия и без того бойкому танцу.
История танца макулеле была актуальна до отмены рабства в 1888 году. В боевом действе больше не видят смысла, а через несколько лет умирает один из выдающихся танцоров макулеле. Танец практически канул в Лету, но о нем внезапно вспомнили во время фестиваля, посвященного Носса Сеньора да Пурифакакао (Очищение Пречистой Богородицы) – так звучало одно из имен Матери Божией. Человека, возродившего макулеле к жизни, звали Паулино Алузио де Андраде, более известного как Местре Попо де Макулеле, и он проживал в городе Санто Амаро. Впервые Местре Попо исполнил движения макулеле со своим другом прямо посредине улицы, чтобы привлечь внимание женщин. Танец пользовался успехом среди прекрасных дам, и вскоре Местре учил ему всех желающих, предлагая исполнять движения во время народных фестивалей с религиозным уклоном. Сейчас бразильцы считают Местре Попо «отцом макулеле».
Фото dudu-tucci-brasil-power-drums.com
Именно он придал безбашенному танцу постановочной строгости, установив некие правила. Танцорам нужно было становиться в круг, внутрь которого по команде старшего наставника «местре» заходили двое. При этом Попо просил участников танца не слишком увлекаться шоу ради зрелищности и помнить о высшем предназначении макулеле: «Наш танец мы посвящаем Богоматери и принцессе Изабел, которая освободила негров от рабства». Учитель объяснял, что во время песен, исполняемых в круге, древние танцоры просили африканских богов даровать физическую мощь и ловкость, а также вызволить из оков рабства. Для создания аккомпанемента использовали три разновидности барабана атабаке – рум, издающий низкий звук, румпи, концентрирующийся на средней тональности, и ле, берущий пронзительные высокие ноты. Что касается использования выпуклых клинков мачете, которые танцоры норовили брать для макулеле, Местре Попо выступал против такого нововведения. Он утверждал, что ни один знаток древней африканской культуры не возьмет мачете для этого танца. Не стоит ломать традиции, ведь в них больше смысла, чем может показаться на первый взгляд: «Если бы у танцоров были мачете, они тренировались бы на головах своих угнетателей».
Вот так в 1943 году это необычное действо перешло из разряда диких движений в категорию экзотических танцевальных стилей. Первым группам понадобилось больше двадцати лет, чтобы сделать макулеле популярным во всей Бразилии, издавна привыкшей праздновать радостные события на широкую ногу. Карнавальная культура с радостью приняла «бесноватый» танец в свои ряды. Бразильцев было не испугать раскрашенными лицами исполнителей и юбками, которые танцоры носили независимо от половой принадлежности.
Танцевальная процессия распевала прямо на улицах незатейливую песенку, состоящую из двух слов: «Олеле макулеле». Затем исполнители уделяли внимание национальным песням и восхваляли бразильскую нацию в патриотических стихотворениях. Если компания, облаченная в яркие одежды, останавливалась возле чьего-то дома, и хозяин выглядывал, чтобы полюбоваться экзотическим боем, в процессии на ходу сочинялась хвалебная ода владельцу дома. И только после этого разворачивалась битва на палках, причем участникам требовалась не только ловкость, но и внимание: когда наставник проводил палкой вокруг головы, все должны были вернуться в круг. На этом этапе в макулеле появлялись игровые элементы. В круг входил «пастух коров» (которого в танце называют «вакейру») – он пытается внести раздор и накинуть лассо на шею одного из участников. Если последнему не удавалось увернуться, танцоры исполняли насмешливую песню, с легкой издевкой над «пойманным» героем, лежащим на земле. Затем ему будто бы давали выпить журему – настой галлюциногенной травы, но на самом деле это действие лишь изображалось в танце.Фото pinterest.it
…Весь танец макулеле пронизан элементами, взятыми из боевых искусств. Палки и ножи призваны напомнить о борьбе африканских рабов, не желавших опускать руки и смиряться со своей участью. На сегодняшний день макулеле исполняют танцоры, образовывая круг под вводящее в транс, гулкое звучание барабанов, чтобы в имитации боя уклониться от символического удара клинком. А как выглядели подобные бои раньше? Об этом повествует африканская легенда.
Дело было в полузаброшенной деревне, спрятавшейся в укромных уголках Нигерии. Как-то раз все мужчины оставили поселение, направившись в леса в поисках дичи. Они приказали одному парню внимательно следить, чтобы враг не пробрался за сельскую ограду и не нарушил спокойствие женщин и детей. Как водится в любом предании, враг не заставил себя ждать и, как только в деревне стихли мужские голоса, пришел, чтобы поживиться чем-то чужим. Парню ничего не оставалось, кроме как вооружиться палками и попытаться остановить врага. Тот позвал на помощь, и юноша оказался бессилен противостоять целой ватаге. К счастью, в тот момент, когда его силы были на исходе, остальные мужчины вернулись в деревню – и с палками бросились на врагов, прогнав чужестранцев восвояси. Чтобы отметить храбрость героя, в одиночку защищавшего родную деревню, и придумали танец макулеле (возможно, взяв имя молодого человека в качестве названия).Фото edelfaule.files.wordpress.com
Заглавное фото pinterest.it