Иерусалим: город, восставший из пепла
Стена плача
В этом храме находились реликвии еврейского народа – божественные заповеди. Однажды разрушенная святыня - храм построенный царем Соломоном отстраивалась вновь – чтобы укрепить его, царь Ирод построил 488-метровую стену. По законам тогдашнего времени, Ирод должен был получить разрешение на строительство у римских правителей. Царь отправил гонца с известием, а сам тем временем принялся возводить стену из камней, плотно подогнанных друг к другу, устанавливая каждый новый ряд уступом внутрь, из-за чего стена немного наклонена. Когда строительство завершилось, с ответом из Рима прибыл посол. Послание Октавиана Августа гласило: «Если не начал строить, то не строй. Если начал - разрушь. Если закончил - оставь все как есть».
Конечно, Ирод оставил все «как есть», но время не пощадило Иерусалим. Второй храм был сожжен римским полководцем Титом Флавием, а саму Иудею сравняли с землей. Западная стена стала единственным сооружением, которое оставил Флавий на еврейской земле в память о собственном «подвиге».
Через две сотни лет после разрушения храма вавилонские мудрецы составили Талмуд, где записали любопытную легенду: «Однажды Бог пообещал израильскому народу, что эта стена никогда не будет разрушена, и возле нее вечно будет пребывать «Шэхина» (божественное присутствие)». Другое предсказание, о котором любят вспоминать израильтяне, – пророчество Иеремии: «Завоеватели уничтожат Иерусалимский храм, но его западную стену никто не тронет».
До XVI века возле Стены плача никто не молился. Здесь жили люди, торговцы располагали лавки с товарами, и только когда Израиль попал под власть Османской империи, о «Котель Маарави» заговорили как о святом месте. Приблизительно в то же время возникает предание у мусульман: якобы именно здесь пророк Мохаммед воскрес и вознесся на небеса.
По сей день сохранилась традиция вкладывать между камней записки с просьбами, обращенными к Богу. Раз в месяц их собирают и закапывают возле Масличной горы – чтобы ни одна просьба не исчезла без вести. Подходить к Стене плача можно лишь в надлежащей одежде: женщины покрывают голову и плечи и молятся с правой стороны, а мужчины надевают головной убор «кипу» и отходят на левую сторону стены. По субботам и в праздники мужчинам разрешено веселиться: они танцуют со свитками Торы у Стены плача. Женщинам прибегать к подобным вольностям не позволяется. Фото pinterest.com
Сионская гора
Первое упоминание о Сионской горе появилось в Библии в книгах пророков Исайи, Иеремии и в Псалмах царя Давида. «И будет так: толпы великие, все народы ополчатся на гору Сионскую», – писал Исайя. А в «Плаче Иеремии» сказано: «По Сионской горе опустевшей лисицы шныряют». Однако историки считают, что Сионская гора, о которой сообщают Священные Писания, находилась либо в верхней части города, либо на месте горы Мориа. А холм, который нынче называют Сионским, впервые назвала по ошибке святая Елена.
В Иерусалиме бьет ключом источник глубоких чувств, лежащих в основе человеческого существования: веры, любви к ближнему, предательства, скорби, очищения через страдания. Здесь произошла одна из самых драматичных историй, соединившая верность и предательство в одной коллизии. На Сионской горе, в горнице, состоялась тайная вечеря, где Иисус Христос кормил хлебом апостолов и омывал им ноги, а затем изрек, что один из присутствующих предаст его.Фото mzwpc.org
Сегодняшние туристы и паломники тоже могут испытать «эффект присутствия», посетив горницу. Правда, на ее месте в XVI веке францисканские монахи построили церковь, на латыни она называется Кенакулюм. Однако францисканцы провели здесь не так уж и много служений – их изгнали мусульмане и превратили горницу в мечеть. А в данный момент Сионская горница принадлежит министерству религий.
Гефсиманский сад
От Сионской горницы двадцать минут ходьбы до Гефсиманского сада, раскинувшегося у подножия Масличной горы. Здесь Иисус воздавал молитвы небу в ночь накануне распятия. Базилика Борения окружена каменной стеной, за ней растет восемь больших старинных олив. Три из них проверяли по методу радиоуглеродного анализа и выяснили, что им около девятисот лет. По легенде, незадолго до распятия Христос молился, глядя на плоды олив, сочный символ жизни.
Само название «Гефсимания» происходит от ивритского «гат шаним» – «пресс для масла». Кроме Гефсиманского сада, в этих окрестностях находятся церковь Всех Наций, церковь Успения Богородицы и церковь святой Марии Магдалины. Кстати, первое паломничество в эти места совершила святая Елена, мать Константина Великого. В 326 году она построила первые храмы на Могиле Христа, а также в месте Вознесения – на Елеонской (Масличной) горе. После святой Елены в Иерусалиме побывали тысячи и тысячи паломников. Все они свидетельствуют о «божественном присутствии» – благоговейном экстазе, возникающем при взгляде на святые места. Photo americamagazine.org
Храм гроба Господня
Один из наиболее значимых храмов в христианском мире – Храм Гроба Господня. Здесь оставил земное тело Христос. Есть красивая легенда о Марии, прибывшей в Иерусалим в день Воздвижения Креста Господня. Женщина попыталась войти в храм, но какая-то сверхъестественная сила не давала ей это сделать. Тогда Мария преклонила колени пред иконой Богородицы и начала молиться, после чего ей удалось попасть в Храм Гроба Господня.
Современные паломники говорят о том, что храм – это огромное, сложное сооружение, состоящее из сорока зданий, в которых легко заблудиться, что уж говорить о подземных ходах, где ориентируются лишь избранные!
На храм посягали трижды. Как заметил один из паломников, «все фанатики мира поочередно разрушали его». Первый храм над Гробом Господним воздвиг император Константин Великий. Было важно, чтобы сооружение было «великолепнее всех храмов, где-либо существующих». Величественную святыню разрушил персидский царь Хосрой II. Не увенчалась успехом и попытка патриарха Иерусалимского Модеста восстановить былое величие на обломках – воинственные арабы камня на камне не оставили. В XII столетии возвращать храм к жизни принялся Константин Мономах. Этот архитектурный памятник пережил вмешательство крестоносцев, грандиозные планы императора Карла V и сгорел во время пожара 1808 года.
Сегодняшний вариант Храма Гроба Господня включает храм на Голгофе, часовню Гроба Господня и храм Воскресения. Фото pinterest.com
Мусульманский квартал
Один из самых густонаселенных жилых кварталов Иерусалима похож на восточный базар. Большинство зданий в Мусульманском квартале сохранились со времен мамелюков и турков. Находясь в северо-восточной части города, в Мусульманский квартал можно попасть с востока – через Львиные ворота, с юга – от Храмовой горы. А если вы подойдете с западной стороны по дороге «Дамасские ворота», то сходу попадете на рынок со сладостями, специями, ароматическими благовониями и, конечно, мусульманской одеждой. Проходя дальше, вы окажетесь в Священном дворе («Харам-эш-Шериф»), месте, пользующемся здесь колоссальным уважением. А все дело в двух мечетях: «Купол скалы» и «Аль-Акса», расположенных во дворе. По значимости они находятся практически на одном уровне с Меккой и Мединой. Фото journeyaroundtheglobe.files.wordpress.com
В отличие от других мест с великой историей, вход в Иерусалим не напоминает музей и не замораживает посетителей «холодным прошлым». Говорят, только здесь осознаешь стремительность событий, о которых люди вспоминают в предпасхальные дни. Заходишь в каменные коридоры старых улиц и теряешься в огромном количестве лавок и маленьких монастырей. Улочки то сужаются, то становятся шире. И, устав петлять и запоминать бесчисленные названия, впускаешь в себя тусклый свет освященных мест и смиренно спускаешься по тесным лестницам в темницы.
Больше фото из удивительного Израиля, смотрите в нашей галереи!
Заглавное фото lonelyplanet.com