На экскурсию – в кинотеатр!
Сразу заметим, что мы не рассматривали альманахи короткометражек из серии «…я люблю тебя», ведь, при всем уважении к авторам подобных сборников, создавались они в том числе и с откровенно рекламной целью – пропиарить тот или иной город. Да и истории, рассказанные в новеллах – универсальны, так что сами локации не имели особого значения. В своей же подборке мы постарались собрать только те фильмы, действие которых вряд ли могло бы произойти в других городах. В общем, хватит говорить, давайте смотреть и путешествовать.
«Небо над Берлином», 1987, режиссер Вим Вендерс
Ангелы, летающие над немецкой столицей, разделенной стеной, в черно-белом объективе гениального оператора Анри Алекана. Они завидуют простым смертным, ведь те могут любить, страдать и умирать... После просмотра этого шедевра ассоциативный ряд наверняка сдвинется в голове, и Берлин перестанет отождествляться только с пивными реками, неформалами и войной. За два часа экранного времени один из главных режиссеров Германии Вим Вендерс создает уникальный и неповторимый мир, простирающийся от Бранденбургских ворот и Колонны победы до окраин. Зритель видит не просто мегаполис, а во многом трагичный из-за своей судьбы город, который через камеру пытается доказать, что он не виноват во всех ужасах нацизма и милитаризма и что он такой же живой и смертный, как его жители. В «Небе над Берлином» очень мало намеков в лоб о войне, но она и ее последствия чувствуются в каждом кадре, хотя поначалу может показаться, что перед нами лишь фэнтези-мелодрама. Смотреть картину Вендерса нужно максимально расслабленным, подмечая не только достопримечательности и узнаваемые объекты немецкой столицы, но и отдаваясь своему воображению, ведь фильм построен на символах. К примеру, стена, разделяющая Запад и Восток, это такая же преграда, как и небо, разделяющее ангелов и людей. Таких деталей в картине много, она вообще состоит из них. То же монохромное изображение достигнуто не цветокоррекцией или специальными эффектами, а благодаря чулку бабушки оператора, надетому на объектив камеры. Что ни говори, а Вендерс и Алекан – настоящие фантазеры и волшебники.Фото rottentomatoes.com
«Город Бога», 2002, режиссер Фернандо Мейреллеш
Это кино, как и первое из нашей подборки, тоже ломает устоявшиеся стереотипы, только в другую сторону. Потому что, хоть действие и происходит в живописном Рио-де-Жанейро, мы практически не увидим ничего из того, чем манит этот город – ни удивительной природы с океаном, ни расслабляющей Копакабаны, ни колоритных красавиц и уличного футбола. Зато в кадре будет много крови и жестокости на фоне наиболее опасного места на земле – трущоб и фавел Рио. Живая камера, нервный монтаж и естественные декорации погружают зрителя в атмосферу мрачной криминальной драмы из жизни реального района Сидаде-де-Деуш, именуемого в народе Городом Бога. Говорят, что создателей картины консультировали местные бандиты, поэтому все происходящее выглядит достоверно и убедительно. По словам Фернандо Мейреллеша, «плохие парни» временами не просто подсказывали, но в ультимативной форме, демонстрируя оружие, приказывали, что и как надо снимать. Наверное, поэтому режиссер, получивший за фильм много наград, впоследствии признался, что если бы он с самого начала знал, какими будут съемки, то отказался бы от проекта еще на ранней стадии. Тем не менее «Город Бога» стал значимым явлением не только в кинематографе, но и в бразильской жизни в целом. После выхода картины правительство и власти Рио наконец-то перестали закрывать глаза на преступность и начали решать проблемы района – был создан специальный комитет при местном муниципалитете. Благодаря его деятельности сегодня Сидаде-де-Деуш уже не столь устрашающий и криминогенная ситуация там реально улучшается.Фото gablescinema.com
«Римские каникулы», 1953, режиссер Уильям Уайлер
Классический шедевр шестидесятилетней давности, может, уже и засмотрен до дыр, но от этого ни он, ни очаровательная Одри Хепберн, ни Рим хуже не стали. Даже сегодня эта черно-белая романтическая мелодрама воспринимается яркой и цветной, ведь именно таким и является Вечный город, пьянящий как своих жителей, так и многочисленных туристов. Что любопытно, картина начинается с говорящего титра: «Все сцены были сняты на натуре города». В кадре – знаменитые Колизей, Испанская лестница, а также объекты, прославленные именно «Каникулами» – улица Виа Маргутта с домом под номером 51, где в конце 50-х поселится Федерико Феллини, парикмахерская у фонтана Треви, галерея «Палаццо», «Уста истины» и другие. В наши дни даже можно заказать тематическую экскурсию по Риму буквально «по следам героев». В нее, кстати, обязательно входит поездка на старом мотороллере, точь-в-точь, как в фильме.Фото untilsunday.it
Читайте также: Кино по-нигерийски
«Трудности перевода», 2003, режиссер София Коппола
Свой второй полнометражный фильм дочь великого Френсиса Форда Копполы, коренная американка София Коппола решила снимать на другом конце света – в японском Токио, а точнее в одном из многочисленных отелей и прилегающих к нему кварталах. По сюжету именно там знакомятся молодая и потерянная по жизни героиня-выпускница колледжа и актер, переживающий кризис среднего возраста. Такая нехитрая история вовсе не отдает банальщиной – кино атмосферное. А прочувствованное самой Софией в детстве ожидание отца в безликих отелях, пока он снимает фильмы, передано так, что где-то в глубине души что-то сжимается. Его величество город раскрывается перед зрителем тем, что он, с одной стороны, понятный и современный мегаполис, а с другой, Восток все-таки дело тонкое. Героев сбивает все: непривычный часовой пояс, иероглифы, незнакомая речь, толпы «на работу-с работы», экзотическая еда и азиатский колорит в целом. Этот неторопливый и приятный фильм нужно смотреть не только перед поездкой в Японию, но и в такие моменты, когда двигаться дальше своей комнаты не хочется, а в жизни наступил какой-то странный момент.Фото pinterest.com
«Манхеттен», 1979, режиссер Вуди Аллен
Не взять в подборку любимца нашей редакции мы просто не могли. И пусть в последние годы Вуди Аллен скитается по миру и снимает во многих столицах, главная его «муза» – не Пенелопа Крус, не Скарлетт Йоханссон и даже не Дайан Китон. Неутомимого труженика от кино всегда больше всего вдохновлял Нью-Йорк. Сюжет «Манхеттена» можно и не пересказывать, ведь достаточно того факта, что его придумал Вуди Аллен, но о съемке сказать нужно. Так «открыточно» и со знанием города мог снять только коренной житель и патриот. Оживленные улицы, стеклянные небоскребы, праздные разговоры в барах и кафе, городские сумасшедшие и звук электрички, которая всегда где-то рядом – каждый кадр картины наполнен алленовским юмором и обаянием. Этот фильм – прижизненный памятник как режиссеру так и удивительному Нью-Йорку. Фото bfi.org.uk
Заглавное фото pinterest.com