Кино по-нигерийски
Среди всех искусств важнейшим является…
Раньше технологическая отсталость и поголовная бедность не позволяли развивать там кинематограф, который был и остается одним из наиболее затратных видов творчества. Поэтому еще 30-40 лет назад кинотеатры этой огромной страны можно было сосчитать на пальцах одной руки. Эти заведения с кондиционерами, кафе и удобной мебелью считались элитарными, и приходили туда чаще всего не для того, чтобы посмотреть тот или иной фильм, а чтобы укрепить свой статус. Поэтому, когда в конце 60-х сегодняшний классик Оле Балогун, будучи в те годы сотрудником посольства во Франции, на собственные средства снял лирическую картину «Мосты Парижа», на Родине ее мало кто видел. А ведь это был, как признают киноведы, первый нигерийский фильм.Фото chathamhouse.org
Зато для самого Балогуна это стало началом большого пути – он бросил дипломатическую службу и с головой погрузился в искусство. Его первые картины были настоящим интеллектуальным кино, которое всегда ценили на Западе, но вот только до своего зрителя Балогун не мог достучаться до того момента, пока не начал снимать классические жанровые фильмы, основанные на фольклорном материале. С этого момента режиссер стал самой настоящей знаменитостью дома – зрители полюбили его крепкие боевики и душевные мелодрамы, среди которых культовыми стали «За свободу!» и «Власть денег».
Читайте также: Кано— старейший город Нигерии
Прорыв
У Балогуна появились не только фанаты, но и единомышленники, однако дороговизна кинопроизводства не давала им возможности разогнаться и начать снимать часто. И вот в конце 80-х происходят два события, благодаря которым сегодня Нигерия занимает второе место в мире после Индии по количеству производимых фильмов, давно обогнав США с их «фабрикой грёз». Первым стала техническая революция и возможность снимать фильмы в начале на видеокассеты, а потом и на цифру. Вторым – создание национального телевидения, которое очень жестко регулировало процентное соотношение отечественного продукта и иностранного. Поэтому когда в 80х-90-х в развитых странах на видеокассеты снимали непрофессиональное видео, нигерийские кинематографисты засучив рукава поднимали киноиндустрию и заполняли каналы своим контентом, чтобы те не лишились лицензии.Фото irs.iol.co.za
Эти визуально полулюбительские фильмы с наивными сюжетами целыми днями шли по телевизору и разметались на видеокассетах как горячие пирожки. Кинотеатры по-прежнему оставались местами богемными, поэтому большинство картин снималось специально под домашний просмотр на видеомагнитофоне, а с приходом цифры – на DVD. «Жизнь в неволе», «Бандитская королева», «Кровавая река» – это не просто местные шедевры, а настоящие блокбастеры, которые в свое время принесли своим создателям огромные деньги. Бюджеты и доходы лент, конечно, несоизмеримы с американскими или европейскими, однако народное признание и сам оборот – дорогого стоят.Фото i.ytimg.com
Сегодня
В наши дни Нигерия продолжает переживать киношный бум. Ежегодно выходят сотни фильмов, и практически все они окупаются. Средние расходы на производство картины – 15 тысяч долларов. Съемочный период идет не больше двух недель, декорации никто не строит – все снимается в реальных квартирах и на реальных объектах. Местные звезды, среди которых Бетси Икеми, Халима, Стефани Окере и другие зарабатывают около 10 тысяч долларов в месяц, что для Нигерии – огромные деньги. На дисках фильмы распродаются по 1-2 $, зато количество копий поражает – 200-300 тысяч. Все это позволяет Нолливуду иметь около полумиллиарда долларов в год чистого дохода.Фото businessdayonline.com
По аналогии с Лос-Анджелесом местная элита заселила фешенебельный район Сурулеле в бывшей столице Лагосе. Сотни сценаристов, режиссеров и продюсеров не покладая рук ежедневно запускают новые проекты. Среди любимых жанров – триллеры, политические драмы и романтические истории. Как говорят нигерийские кинематографисты, хеппи-энд обязателен, ведь жизнь в Нигерии тяжелая, поэтому зритель должен не просто забыть о бедах и поверить в счастливое будущее героев и себя, а зло, будь то бандит или коррумпированный чиновник, должно быть наказано.Фото 1.bp.blogspot.com
Стоит сказать, что ленты нигерийских авторов пользуются огромной популярность по всей Африке. Даже специалисты и киноведы говорят о том, что среди тысяч картин можно найти настоящие алмазы, которые хоть сегодня можно смело показывать в Каннах, а количество постепенно переходит в качество. Мало того, в Гане и Либерии, где пытаются поднять собственное искусство, власти запрещают кино, сделанное в Нигерии, и уничтожают диски с фильмами с целью защитить собственного производителя. Тем не менее Черный континент – это огромный рынок, поэтому дельцы Нолливуда не отчаиваются: на их продукцию всегда будет спрос. Тем более в последние годы ходят разговоры о возможной копродукции с европейцами и американцами, потому как экономическим успехом нигерийского кино уже заинтересовались на Западе. И, кто знает, может, уже совсем скоро люди со всего мира будут ехать в Лагос, чтобы поучиться в местной киношколе и узнать, как за небольшие деньги сделать народный хит.Фото static01.nyt.com
Заглавное фото nytimes.com