Знай наших: Анатолий Кокуш
Сегодня OUTLOOK рассказывает о, пожалуй, наиболее известном украинском «технаре» из мира кино – обладателе сразу двух заветных «Оскаров» Анатолии Кокуше.
Киноинженеры и киномеханики не просто остаются за кадром, они еще и в разы менее известны и узнаваемы для киноманов, чем режиссеры, операторы и сценаристы, присутствие которых на экране можно угадать хотя бы по тем или иным творческим приёмам или начальным титрам. При этом профессиональная тусовка не просто знает своих «неизвестных» героев в лицо, она ими восхищается. В очередь к украинскому мастеру, создателю уникальных операторских кранов и систем стабилизации Анатолию Кокушу уже более двадцати лет выстраиваются все «топы» фабрики грёз, начиная от Стивена Спилберга и заканчивая Ридли Скоттом. Все потому, что уникальные машины, разработанные уроженцем Керчи и его компанией «Фильмтехник» позволяют авторам фильмов делать с камерой практически всё и даже больше, снимая звезд в немыслимых ракурсах и на любой высоте, часто даже нарушая законы физики.
Кокуш, родившийся в Крыму в 1951 году, как и многие действительно великие люди в своей сфере, невероятно скромный и обаятельный человек, называющий себя «вспомогательным инструментом» настоящих художников. Конечно, это не так хотя бы потому, что он сам – необыкновенный творец, поскольку без фантазии и недюжинного интеллекта просто невозможно сконструировать и создать такие краны и системы, как у него. «Авторобот» и «Каскад», пожалуй, два наиболее известных его творения, именно с их помощью сняты все экшн-сцены в таких хитах, как «Миссия невыполнима», «Люди-Х», «Титаник», «Война миров», «Гарри Поттер»… Поверьте, этот список можно продолжить не на одну страницу.Фото delo.ua
А начиналось же всё с куда более скромных проектов, еще на советских киностудиях – имени Довженко и «Ленфильме», где молодой инженер делал свои первые шаги в качестве конструктора. Как позже признавался Анатолий, многие проекты он придумал еще тогда, подпольно, поскольку советская система кинопроизводства просто не давала возможностей для каких-либо не только творческих, но и технических экспериментов. Тем не менее работа в тех условиях – это всё равно бесценный опыт, ведь приходилось буквально из ничего создавать системы стабилизации и прообразы своих будущих кранов, параллельно изучая потребности операторов и режиссеров.
Когда СССР, а вместе с ними и его кинематографическая отрасль рушились на сломе 1980-1990-х, Кокуш рискнул и ушел из киевской киностудии, чтобы не только творить, но и стать бизнесменом, основав собственную компанию «Фильмтехник». В те кризисные годы ее офис и штат были просто крошечными, внутренние заказы практически никто не делал: народу было не до кино. Ноуже спустя десять лет компания имела представительства во многих странах. Свободная экономика, здоровая конкуренция и возможность завоевывать международные рынки – все это позволило Кокушу, что называется, выйти из подполья и продемонстрировать всему миру весь свой потенциал. Кино хоть и большая сфера, но в ней всё равно так или иначе все друг друга знают. Поэтому неудивительно, что сарафанное радио очень быстро разнесло новости о феноменальных операторских кранах из Киева, которые особенно порадовали голливудских фильммейкеров.
Сегодня в главном офисе вместе с Анатолием трудятся больше 70-ти профессионалов своего дела. Заработав серьезный капитал, «Фильмтехник», по словам его бессменного руководителя, продолжает вкладывать больше 80% прибыли в свои новые разработки. Ведь, если хочешь устоять на месте, бежать надо изо всех сил. Именно этим лозунгом и руководствуется Кокуш, получавший еще в 2006 году сразу два уникальных технических Оскара, привезя заветные статуэтки на Родину. Несмотря на возможность жить в любой точке мира, гениальный инженер и успешный бизнесмен проводит большую часть времени в Украине, не только работая здесь, но и помогая начавшей в последние годы подниматься местной кинематографии, предоставляя отечественным продакшенам и фирмам свои разработки за символическую цену или вовсе бесплатно. Как говорят в его компании, большое счастье работать с голливудскими мастерами, но куда приятнее, когда твои идеи и продукты труда нужны и дома. Хочется верить, что именно такие специалисты как Кокуш помогут украинским фильмам выйти на новый уровень. Нуа уже сейчас мы можем следить за международными проектами «Фильмтехника», прославляющим и наше кино, и нашу инженерию.
Заглавное фото vgik.info