RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Цветы по-украински. Екатерина Белокур

Цветы по-украински. Екатерина Белокур

В любом творчестве есть форматы: попав «в мейнстримовую струю», художник не будет голодать. Однако во времена тоталитарные, когда все сферы человеческой жизни корректируются, про индивидуальность нужно забывать. Наверное, на зло системе и появляются самородки, труд которых становится бессмертным. Про одного из таких, сегодня в OUTLOOK.

Женщина, родившаяся в украинской глубинке, не окончившая даже семилетки, так как родители посчитали, что школа – это дорогое удовольствие, вряд ли могла мечтать, что художник уровня Пикассо будет называть ее гением. Все это произойдет, когда ей будет уже за 50. А до этого «одержимой» Катерине из села Богдановка, что на Киевщине, придется пройти через многое.

Наверное, ее жизнь – это замечательный сценарий к голливудскому биографическому хиту. Насмешки окружающих с самого детства из-за бесполезной «мазни», тяжелый сельский труд, невозможность даже попробовать где-то поучиться, ведь без школьного аттестата образование закрыто, неудачная попытка самоубийства, которая до конца жизни будет сказываться больными ногами, деспотичные родители… Через трудности гордая и незлопамятная Белокур с достоинством шла всю жизнь.

Фото upload.wikimedia.org

Да еще и как шла – творила! Катерина часами сидела в поле, маниакально срисовывая детали цветов и травы. Результатом стали знаменитые «Декоративные цветы», «Привет урожаю», «Березка» и другие шедевры. Тяга к образованию у нее была настолько сильной, что после тяжелой работы на земле ночами изучала технику, делала себе кисточки, оттачивала разные стили живописи, а спозаранку снова превращалась в труженицу-крестьянку.

Все это принесло результат – судьба отблагодарила ее, предоставив один шанс на миллион. В 1939 году, когда никому не известной Белокур было уже 39 лет, она услышала по радио песню Оксаны Петрусенко. Голос оперной дивы так запал в душу сельской «чудачки», что та написала ей письмо, вложила в конверт маленький рисунок калины и отправила по странному адресу: Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко.

Фото uateka.com

Чудо или нет, но письмо дошло в нужные руки. Петрусенко получала много благодарственных отзывов, но рисунок такой красоты и подлинности она увидела впервые… Ну а дальше был третий акт голливудского байопика: об удивительной женщине узнала киевская интеллигенция, ей помогли организовать несколько выставок, которые сражали наповал как критиков, так и простых любителей живописи…

После войны Екатерина Васильевна вошла в Союз художников, получила несколько премий, ее работы отправились в турне по странам Европы: в Испанию, Францию, Италию, где их ставили в один ряд с лучшими на тот момент мастерами. Тем не менее родное село она не покинула. Больные родственники, семейная хата и, конечно же, поле с цветами – все это не отпускало. И пусть Киев и Москва манили уже не «чудачку», а Народного художника Украины, творчество которого изучали в университетах и академиях, она так и не уехала. Отлучалась лишь несколько раз в Дом творчества на отдых. Умерла Катерина Белокур в 1961 году в возрасте шестидесяти лет…

Всегда есть творцы, занесенные в учебники за свои достоинства, но молодежь не очень-то их изучает, а временами вообще не знает. Поэтому признание следующих поколений – значимый аргумент. Вот что говорят о Белокур и ее влиянии на украинскую живопись современные мастера кисти из киевской студии «Майская мастерская».

Фото upload.wikimedia.org

Майя Проскурня: «Во всех ее работах – сама она. Самобытно и смело Катерина Белокур писала то, что ее вдохновляло, радовало и покоряло, тревожило и волновало. Окружающий мир художницы подан «в своем стиле», который невозможно не узнать. Я бы назвала ее символом декоративной живописи в Украине. И не важно, учился ты 15 лет академическому рисунку или нет. Я знаю многих ребят с отличным профессиональным образованием, но их просто «тошнит» при виде холста, за годы учебы, отработки техники они разлюбили и искусство, и свой талант.

Надо вкладывать в работу свою душу, с любовью прорабатывать каждую деталь. Так делала Катерина Белокур. Почему так много цветов? Потому что она ими восхищалась, сохраняя жизнь каждому лепесточку на своих холстах. Не удивительно, что ее заметили и признали, настолько «нереалистичные» и в то же время «живые» полотна проложили путь художнице-самоучке в большое искусство».

Нина Мурашкина: «Мне кажется, Екатерина Васильевна до сих пор влияет на художников своей честностью в подходе к холсту: она рисовала только то, что любила. Не Сталина, не самоотверженных колхозников, а цветы. Долго и качественно она делала каждую свою работу. Сейчас, как и в ее времена, не часто встретишь, чтобы художник въедался взором и кистью в каждый цветочек-пальчик! Сегодня же вообще поголовное использование фото и принтера. Для всех, кто начинает рисовать, Белокур – мощный стимул не останавливаться!»

Говорят, когда Пабло Пикассо увидел работы «гражданки села Богдановка», он сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!» К сожалению, СССР – это не Испания. Когда Катерина Белокур творила, никто не задумывался о технологии сохранения ее картин, а сама она этих правил элементарно не знала. Спустя каких-то 50 лет ее шедевры больше не подлежат транспортировке и не покидают границ Украины. 

Заглавное фото uateka.com

Вам это будет интересно:
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Брегенц. В театр в смокинге и на катамаране
Именно сейчас в австрийском городке Брегенц проходит невероятный ежегодный фестиваль Bregenzer Festspiele 2017. И специально для тех, кто считает театр и оперную музыку пережитками прошлого, мы расскажем об удивительном театре, где традиционное искусство сочетается с техническими и инженерными новинками, а еще с прекрасным видом на Альпы.
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру
Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты…
Все большое начинается с малого: Арт-проекты энтузиастов
Многие места, известные сегодня на весь мир, были созданы горсткой энтузиастов без денег и посторонней помощи. Эти люди жили идеями и делали все, чтобы воплотить их в реальность. Датой появления стрит-арта считается 1942 год, тогда некий работник детройтской фабрики по фамилии Килрой начал писать фразу «Kilroy was here»...
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Муралы: новый подход к старому искусству
Современные города уже нельзя представить без муралов – масштабной по своему размеру живописи, украшающей здания. Мы не только собрали в своей коллекции наиболее яркие работы изо всех уголков планеты, но и постарались узнать как можно больше интересного о самом этом направлении искусства.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Сделано в Швеции: далекарлийская лошадка
С тех пор, как крылатые кони валькирий навеки унеслись в Вальхаллу, на страже традиций викингов стоит далекарлийская лошадка – расписная народная игрушка, впервые упомянутая в хрониках XVII века.Она служит настоящим талисманом Швеции, спасая от забвения старинные предания и верования!
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Он выдумал свое имя, чтобы не походить ни на кого другого. Бунт его индивидуальности стал основой для огромного творческого наследия, а архитектура – продемонстрировала возможность совмещать экологичность и современные технологии. Сегодня говорим о величайшем Фриденсрайхе Хундертвассере.
Золото Балтики. У них в жилах течет янтарь
«У нас в жилах течёт янтарь», – шутят балтийцы. Они верят, что этот солнечный камень – это слёзы богини Юрате. По легенде, она имела неосторожность полюбить простого рыбака Каститиса, который ежедневно приходил на берег закидывать сети в Балтийское море...
Сахарная живопись Китая: искусство из ложки
Цветы и деревья, животные и птицы, драконы и герои сказок – словом, все, что только придет в голову, может здесь превратиться в объект... съедобного искусства. Удивительной техникой рисования горячим сахаром владеют китайские мастера из провинции Сычуань. Картины, выполненные практически карамелью, не могут быть ни "отредактированы", ни перерисованы.
Божественный мугам: музыка Азербайджана
Есть музыка, от которой хочется жить. Даже если при ее звучании по щекам текут слезы. Музыкальный жанр мугам разговаривает со слушателем на понятном ему языке. Каждый из нас переживал несчастную любовь или крушение идеалов. Эти темы стали источником вдохновения для музыкантов азербайджанского направления мугам.
Заклинатели: как заставить змею танцевать
Магический танец змеи в такт мелодии флейты, часто описанный в восточных сказках и изображенный в фильмах, – не просто выдумка, а настоящий символ этих стран. В Египте, Индии, странах Африки и некоторых других государствах ползучих приручают и делают из этого зрелищную забаву...
Кто как танцует?
Что лучше всего характеризует любую нацию без лишних слов и долгих объяснений? Конечно же, танцы! Ведь именно веками отточенные движения могут поведать иностранцу о другом народе куда больше, чем толстые учебники по истории, а если внимательно рассмотреть и прочувствовать, как танцуют в разных странах, то менталитет народов станет намного понятнее. И это не просто слова.
12 ликов Южной Кореи
Когда-то выразить своё недовольство грубостью или жадностью хозяев, а то и обратиться к какому-либо божеству с нескромной просьбой корейские крестьяне могли лишь в танце, надев при этом маску. Сохраняя свою анонимность, люди разыгрывали сцены из жизни, плакали и смеялись. А в конце представления судьба награждала хороших героев и наказывала злодеев.
Закрыть
Outlook facebook page