Знай наших: Эжен Деслав
Дипломат, журналист, кинорежиссер, историк, бойскаут, рабочий завода «Рено» – все это не просто увлекательные и мужественные профессии, но и то, чем на протяжении всей своей жизни занимался Евгений Слабченко, родившийся в самом сердце Украины – в Черкасской области в 1899-ом году. Будучи практически ровесником нового столетия, этот невероятно активный и энергичный украинец начинал свою деятельность, как общественный активист и волонтер УНР в годы революций и войн, последовавших за развалом Российском империи в 1917-ом году. Получив довольно скромное провинциальное образование, Слабченко не стеснялся учиться чем-то новому всю свою жизнь, поэтому и по карьерной лестнице он продвигался очень быстро – уже в 1919 году вчерашний выпускник Белоцерковской гимназии и основатель одного из первых в Украине загонов скаутов получает назначение на должность второго атташе Чрезвычайной дипломатической миссии Украинской народной республики в США. В начале 1920 годов он присоединяется к созданию представительств украинского Пласта в Праге и Подэбрадах: в октябре 1921 года Евгений Слабченко и Юрий Гончарив-Гончаренко создали в Праге «Украинскую скаутскую организацию» , а именно Первую дружину «Золотого тризуба» и зарегистрировали ее в чешском Союзе юношей-скаутов. Это была первая украинская организация на чужбине. Пржские олд-скауты занимались пропагандой самой идеи Пласта и физического воспитания, поддерживали веру молодежи в украинскую идею. Ее последователю и представителю первой когорты сотрудников украинский дипломатических учреждений путь возвращения в большевицкую Украину был закрыт.Фото zbruc.eu
В 1924 году Евгений Слабченко отправляется в Париж , куда начали собираться численные деятели Украинской революции, куда приехал Симон Петлюра его окружение, однако интерес к чистой политике юноша постепенно терял. Он стремился найти себя во Франции, оставаясь душой в Украине. «Я начинал мою карьеру в Париже… простым рабочим на заводе Renault», - вспоминал он про начала своей парижской жизни.
Освоившись к тому моменту на Западе, Евгений Слабченко становится Эженом Деславом и постигает азы нового и невероятного популярного в те годы искусства – кинематографа. Он заканчивает специальные курсы киномехаников и освоив технический бок вопроса , берется снимать первые фильмы. Благодаря своему таланту замечать не самые очевидные на первый взгляд вещи, он достигает успеха в использовании крупного плана , двойной экспозиции, оптической деформации, нестандартных приемах монтажа, что сделало его работы узнаваемыми и обеспечило место среди пионеров мирового кино. В историю мирового киноавангарда он вошел произведениями «Марш машин» и «Электрические ночи» , «Монпарнас», «Война мальчишек» (первый фильм, снятый совместно с Жаком Даруа»). Имел успех Деслав и в киножурналистике. Его киноэтюды начали появляться и в специальных кинематографических летописях Франции и других стран: Болгарии, Чехии. В 1928 году он стал еще и французским корреспондентом Всеукраинского фотокиноуправления, активно печатался в журнале «Кино», готовил сборники рассказов «Кинематографический Париж», «Европейские впечатления» и других. В 1928 году основал клуб «Друзья украинского кино», которую сопровождал Александр Довженко.Фото fenixclub.com
Работал, кроме Франции, в Испании, Швейцарии, Канаде. С 1949 года участвовал в Каннском кинофестивале, рекламировал там Украину. На кинофестивале в Локарно того же года он встретился со швейцарским кинооператором Гансом Лойенбергером который представлял свой фильм, снятый в Украине в 1943 году. Вместе решили сделать из того материала большой фильм, который будет называться «Страна черной земли». Однако проект воплотить не удалось. Последние работы Эжена Деслава - «Картинки в негативе», «Фантастическая образ», мечтал снять фильмы «Мазепа».
С начала 1950-х и аж до преждевременной смерти в сентябре 1966 года он занимался сбором Всемирной библиотеки украинистики и Дипломатического архива в ее составе, широко рекламировал свою деятельность в этой сфере и привлекал к ней известных соотечественников, разыскивал в европейских странах (Франции, Италии, Швейцарии и др.) и странах Северной Америки дарителей, а иногда покупал библиотечно-архивные коллекции украинских деятелей. Важно понимать, что Деслав - это не просто человек с камерой, а настоящий художник, который в 1920-1930-х годах был представителем мирового киноавангарда, его знали не только в Европе, но и в США и Канаде.
При всей своей активности Деслав-Слабченко ни на минуту не забывал об Украине, будучи даже вдали от нее, он делал невероятно много - писал исторические очерки, пропагандировал украинскую культуру, собирал украинские книги и документы. И пусть ему не суждено было увидеть, как наша страна становится независимой, в этом успехе безусловно есть и его вклад. Таких выдающихся украинцев, как Слабченко, нельзя забывать, это действительно наша гордость. И прекрасно, что сейчас многие пятна нашей истории освещены, много биографий исследовано, и мы думаем не только о будущем, но и не забываем свое прошлое, ведь оно того стоит.
Ученые, неутомимо изучая жизнь и деятельность знаковых личностей, своими трудами снова заставляют быть на слуху имена выдающихся украинцев, которых с течением времени несправедливо забыто. Так, доктор исторических наук, профессор Ирина Матяш, которая является составителем «Дипломатической истории Украины» Эжена Деслава, провела немало экспедиций и исследований. Фотографии с творческой встречи, посвященной выдающемуся украинскому дипломату, в нашей галерее.
Заглавное фото japantimes.co.jp