Знай наших: Максим Шкиндер - украинский дизайнер McLaren.
Первые шаги
Я родился в небольшом городе Энергодар, где в 90-х у молодого поколения не было разнообразия для выбора, кем стать. Мне с детства больше всего нравилось рисовать. Также притягивали мультфильмы, а именно составляющие их аспекты – цвета и анимация персонажей. Они привлекали мое внимание куда больше, чем сюжет.
После школы мне хотелось изучать графический дизайн, но на эту специальность был просто невероятный конкурс. Поскольку «контракт» моей семье потянуть было проблематично, я поступил на «бюджет» в Киевский институт декоративно-прикладного искусства имени Бойчука на промышленный дизайн, надеясь со временем перейти на более престижное направление. Да вот только так увлекся промышленным, что о графическом и позабыл.
На втором курсе у меня было задание спроектировать электроинструмент, и после того, как я его выполнил, преподаватель заметил формы, больше характерные для автомобилей, и посоветовал изобразить машину. Этот период в моей жизни ознаменовался началом интереса к транспортному дизайну.
Удача
Во время учебы в Киеве я уже думал о будущем – несколько раз подавал документы в Туринскую школу дизайна, но по разным причинам мне отказывали. Потом меня пригласили поработать в студии Артемия Лебедева в Москве. Это была прекрасная возможность проявить себя в реальных условиях. Вернувшись оттуда, я только засел за дипломную работу, как на меня вышли итальянцы и сами предложили поучаствовать в конкурсе на заданную тему. Понятно, что делая впопыхах диплом, у меня не было времени на другие проекты, поэтому я просто отправил им часть своей дипломной работы. По ней они оценили мой потенциал и пригласили бесплатно учиться. Я переехал через месяц после защиты.
Мотивация – это насколько глубоко вы осознаете, что проживаете свою единственную жизнь.
Надо понимать, что темы всевозможных конкурсов – это чаще всего просто формы для участников, чтобы они не терялись, выполняя задание. Нужно уметь читать между строк и быть готовым предоставить что-то, на первый взгляд, неподходящее для рамок отбора, зато раскрывающее ваш талант. В Италию надо было предоставить проект машины, я же прислал космический корабль.
В моей жизни так все устроено, что чем больше отказывают, тем больше я прикладываю усилия, доказывая обратное. Когда не получалось поступить в Турин или планы в целом расходились с возможностями, мне вспоминалась история Юрия Никулина. На первых пробах в кино ему сказали, что с таким лицом только в цирке работать. Как итог – он стал всенародно любимым клоуном и успешным актером.
Приоритеты
В Италии я был единственным студентом в группе, который учился бесплатно. Не набрав нужных балов, был риск потери стипендии, поэтому приходилось удерживать заявленный уровень и быть неким ориентиром для остальных. На путешествия не оставалось ни времени, ни денег – родители изо всех сил работали в Украине, чтобы мне помогать. Страну я объездил уже после учебы, когда начал работать в «Шкоде».
Одновременно мне сделали предложение «Мерседес» и «Шкода». Почему я выбрал скромных чехов – они звали работать, а немцы приглашали на стажировку с возможным трудоустройством. К тому моменту я знал, как работают дизайнерские бюро – на одно место приходится по 5-6 талантливых студентов, что позволяет крупным компаниям каждые полгода набирать себе новых молодых дизайнеров за небольшие деньги и пользоваться их идеями.
Опыт
Красота в автодизайне довольно спорная штука. У каждого из профессионалов свой вкус и предпочтения, они воспитывались в хороших профильных школах. Нам объясняли, что красиво, а что нет на примере признанных авторов.
Мало кто, к сожалению, знает, но много украинских парней (некоторые их них мои хорошие друзья) работают в DACIA-RENAULT в Бухаресте, Honda в Японии и Alfa-Romeo и Pininfarina в Турине. Каждый из нас по-своему друг друга мотивирует.
Как бы странно это не звучало, лучший отдых для меня – рисование. Когда работал в «Шкоде» и занимался седанами, то по выходным рисовал суперкары. Только начал заниматься суперкарами – в свободное время начал рисовать что-то другое и отвлекаться от машин. Тем не менее рисую постоянно.
Есть ли жизнь после McLaren? В мире автомобильного дизайна сложно представить, надеюсь, что есть. А вообще, у меня много планов на будущее. Возможно, я сменю род деятельности и займусь одеждой. С удовольствием бы поработал с каким-нибудь домом моды.