Знай наших: ДахаБраха
Группе “ДахаБраха” в этом году исполняется 14 лет, а она все так же купается в лучах славы и с каждым годом только наращивает армию поклонников как зарубежных, так и украинских. У этого коллектива, в отличие от сотен групп-однодневок, есть свой неповторимый стиль – взрывная смесь этники, хауса, хип-хопа, соул и блюза, благодаря которому ему удается оставаться востребованным на протяжении стольких лет.Фото zefir.ua
Группа начала формироваться в начале нулевых на базе театра “Дах”. Влад Троицкий, известный в Украине и Европе культурный деятель и театральный режиссер, сплотил вокруг себя четверку молодых музыкантов и фольклористов, чтобы в 2004 году громко заявить о себе выступлением на Майдане во время Оранжевой Революции. О молодой группе, исполняющей украинские народные песни в современной обработке под широкий спектр инструментов, заговорили во всех СМИ. Но, как ни странно, сначала “ДахаБраха” в лице Нины Горенецкой, Ирины Коваленко, Елены Цыбульской и Марка Галаневича снискала признание за границей. На тот момент этническая музыка не воспринималась украинским слушателем серьезно: считалось, что она или слишком классическая, фольклорная, или слишком простая и сельская. Тогда не было ни ONUKA, ни Panivalkova, и к таким экспериментам со звучанием, как у молодого квартета, слушатель был попросту не готов.
В Европе же, наоборот, давно был запрос на аутентичную музыку и группы с ярким национальным характером. Почти сразу же в середине 2000-х коллективом заинтересовалось крупное американское агентство, которое всерьез занялось его продвижением на мировой музыкальной арене. Начались гастроли по США, Бразилии, Мексике, Канаде, Новой Зеландии, раз в год – тур по Франции и европейским столицам. В основном группа играет в залах на одну-две тысячи человек, и почти всегда полный солд-аут. А бывают и более масштабные концерты, как например, в лос-анджелесском Дисней-холле, где выступают преимущественно звезды классической музыки.Фото zefir.ua
Но главный успех “ДахиБрахи” в том, что за границей группа пользуется популярностью не среди украинской диаспоры, как многие гастролирующие исполнители из Украины, а среди искушенных иностранных слушателей. Нередко артистов называют “культурными амбассадорами”: у многих иностранцев знакомство с Украиной и ее культурой происходит через музыку экзотической группы. На большинстве европейских фестивалей “ДахаБраха” - единственный представитель своей страны. А это большая ответственность – представлять на выступлении не только себя, но и свою страну. Тем более, что часто люди и вовсе не знают, что такое Украина, и где она находится. “ДахаБраха” справляется с такой презентацией на отлично.
Квартет нередко приглашают на теле- и радиоэфиры в Америке и Европе, но настоящим прорывом было выступление на популярном музыкальном шоу Джулса Холланда «Later… with Jools Holland» на BBC в 2015 году, после которого о “ДахеБрахе” заговорили наконец и в Украине. Несмотря на большую популярность за границей, должно было пройти более десяти лет, чтобы национальные медиа по-настоящему заметили своих героев. Посыпались звонки, предложения интервью, заметки в газетах и журналах. Украинские журналисты и зрители сделали так, что выступление “ДахиБрахи” набрало в разы больше просмотров, чем выступления других участников того же шоу.
Искать славы на родине пришлось через зарубежное признание, и только после успешного выступления на британском телевидении группа вышла за рамки “узкого круга” и оказалась на слуху у широкой аудитории. И, тем не менее, о национальном успехе говорить пока не приходится. Так уж вышло, что в нашей стране популярны те, кто попал в телевизор – они автоматически становятся признанными, узнаваемыми и успешными. А “ДахаБраха” – совершенно другой формат и вряд ли когда-нибудь займет свое место в национальном хит-параде. Хотя музыкальная индустрия в Украине сейчас на подъеме, и спрос на неформатную музыку постепенно растет.Фото zefir.ua
Несмотря на свои успехи, артисты из “ДахаБраха” не планируют останавливаться на достигнутом. В прошлом году их песня Sho Z-Pod Duba стала саундтреком к третьему сезону сериала “Фарго”, а полгода спустя Дэвид Бекхэм захотел использовать ее же для рекламного ролика своего бренда House 99. Это еще раз доказывает, что украинская этническая музыка может быть актуальной и интересной для самой взыскательной публики, у нее есть коммерческий потенциал на мировых площадках. Украинцы стараются не отставать от мировых трендов и начинают понимать, что этно-музыка – это не то, чего стоит стыдиться, это не только песни прабабушек и скучные концерты в провинциальных Дворцах культуры. Наоборот – это может стать национальным достоянием, силой и богатством народа.
Сегодня гастрольная программа группы расписана на два года вперед. У четверки большие планы по завоеванию мира: музыканты еще не были в Японии, Африке, Исландии, есть амбиции собрать в Киеве стадион “Олимпийский” и воспитать в украинцах вкус к хорошей музыке, еще и к своей собственной.
Заглавное фото kudago.com