Пабло Пикассо: Поэт для своей эпохи
Хотя когда-то прозаик и переводчик Эренбург, описывая взаимоотношения Пабло со своей эпохой, уже отмечал, что ХХ век именно в нем отыскал своего философа и поэта. И это не метафора. Рифмовать маэстро, как и множество поэтов, знаменитых и не очень, начал банально – с горя. Ухватиться за стихи, как за некую верлибровую соломинку, Пикассо в конце 30-х годов вынудил разрыв с балериной Ольгой Хохловой. Фото popperfoto.getty
Занятие живописью вызывало в нем тогда волны отвращения. И вот тогда-то непредсказуемый андалузец решил с отсутствием личной жизни бороться рифмой. Из его переписки с матерью, доньей Марией, становится понятно, что она таким поворотом дел совершенно не ошарашена: «Говорят, ты начал писать. Когда речь идет о тебе, я ничему не удивляюсь. Если когда-нибудь мне скажут, что ты отслужил мессу, – я поверю».Фото publico.es
Впрочем, если с верой в себя Пабло повезло, то поиски одобрения частенько приводили в тупик. Оценка его поэтических достижений ртутным столбиком металась где-то между непризнанным гением и форменной бездарностью. На тот период любые новаторские формы просто неотвратимо заострялись через непонимание. Например, введенное в обиход слово «кубизм» встретило неоднозначную реакцию даже среди людей мыслящих. Так, Мигель де Унамуно, ректор университета Саламанки на западе Испании, пренебрежительно заметил о нашем герое: «Он выдумал циничный и экстравагантный кубизм, но с таким же успехом мог бы изобрести сферизм, цилиндризм или конусизм».Фото mashable.com
В поэзии Пикассо, наравне с живописью, активно используется техника коллажа. Лексемы в этой интерпретации и расстановке приобретали не меньшую пластичность, чем форма и цвет. Неудивительно, что основоположники сюрреализма, тот же Андре Бретон, отзывались о его стихотворных экспериментах без иронии и именно как об успехах. Они считали, что Пикассо, по аналогии с Маларме, вел древний поэтический инстинкт, основанный на принципе допустимости существования комбинации самых разнообразных слов. Они, а еще – цифры, термины и ноты – все размыто и взаимопроникаемо. Причем, «размыто» в этом случае тяготеет к «малопонятно». Читаем:
до 3 ре 1 ми 0 фа 2 соль 8 ля 3 си 7 до 3
до 22 си 9 ля 12 соль 5 фа 30 ми 6 ре 11 до 1
рука отбрасывает тень которую заставлял ее отбросить свет
и сумма цифр наполняет тишину
3-5-10-15-21-2-75
и шарф развевается в когтях волос
и его расправленные крылья
бьются опьяненные свободой
в открытом небе бескрайности
синем как полоски корсажа».
(3 мая 1936 года)
ночью
было как раз
пять минут второго
а потом и позже
я развлекался
возле костра
где огню предавали
нагую колдунью
я улыбался
краешком губ заката
сдирая
нежно сдирая ногтями кожу
с каждого всполоха
пламени
вот уже
три без десяти а пальцы
все еще пахнут теплым хлебом
жасмином
и медом.
Любопытно, но об однобоком восприятии «Пикассо-художник-скульптор» задумывались не только биографы, но и сам мастер. Не особо склонный к скромности и преуменьшению собственных талантов, Пабло предлагал общественности такую самохарактеристику: «Я представляю собой много большее, но люди не принимают меня всерьез. Они принимают меня всерьез лишь как художника. Тем хуже для них». И тут он прав. Не знать о существовании или же вовсе игнорировать поэзию (пусть странную, пусть манерную и местами неудобоваримую), если она, как бы то ни было, дышит ароматом «теплого хлеба, жасмина и меда» - означает обидеть память еще одного гения.Фото factinate.com
Заглавное фото sxodim.com