Знай наших: Лиза Холоденко
«Я вообще-то украинка»
Именно эти слова громко кричала на чистом английском Лиза во время сессии «вопрос-ответ» на Венецианском кинофестивале в 2014 году, завидев корреспондентов с сине-желтыми значками. В Италию она тогда привозила свой сериал «Оливия Киттеридж», о котором мы расскажем чуть позже. К сожалению, в своем плотном графике режиссер не смогла обстоятельно пообщаться с земляками. Однако Холоденко не забывает о своих корнях – ее дедушка в смутные годы начала двадцатого века подался за океан в поисках лучшей судьбы. Несмотря на то, что большинство украинцев тогда оседало в Канаде или Бразилии, он выбрал вариант «посередине» и отправился в США.
Свой свояка видит издалека
С подростковых лет Лиза хотела снимать кино – наверное, мало кто из живущих в ЛА думает о чем-то другом, да вот только за привлекательным миром софитов и ковровых дорожек стоит титанический труд, который не всякий выдержит. Холоденко поняла это практически сразу, еще в киношколе при Колумбийском университете, куда она поступит в мастерскую легендарного Милоша Формана, чей фильм «Пролетая над гнездом кукушки» уже давно считается классикой. Лучшего преподавателя сложно и представить, тем более, он тоже славянин, как и дед Холоденко, эмигрировал на Запад, подальше от навязчивого соцреализма, поэтому учитель и ученица отлично «спелись». Под руководством опытного режиссера американка украинского происхождения познавала азы кинематографа и вырабатывала свой собственный стиль.
Старт
Еще в киношколе Лиза знала, о чем хочет снимать – будучи открытой лесбиянкой, она решила в своих историях честно показывать жизнь сексуальных меньшинств со всеми их «радостями и печалями». Ее первые короткометражки заинтересовали крупные студии, и девушку пригласили работать в большое кино, причем начала она не «хлопушкой» и не пятым ассистентом, а сразу же редактором. Хотя во многом проходные «телемувики» «Boyz 'N the Hood» и «Used People» сегодня мало кто вспомнит, они помогли Лизе стартануть. Уже в 1998 году Холоденко находит средства и снимает по собственному сценарию мелодраму «Высокое искусство» о жизни двух женщин-фотографов и их отношениях, сдобрив сюжет еще и наркотической зависимостью.
Дебют – откровенную и стильную историю о поколении молодых и успешных американцев 90-х – отметили критики и интеллектуальная публика. К широкой аудитории фильм не дошел, поэтому Лиза Холоденко сразу же попала в касту рафинированных арт-хаусных режиссеров.
Из ТВ к «Глобусу»
Тем не менее самой Лизе, похоже, не слишком хотелось стать еще одним «автором для избранных» из арт-хаусного гетто. Поэтому круто сменила собственный вектор и ушла в начале 2000-х работать режиссером на ТВ. Она приложила свою руку к таким популярным в США проектам, как «Клиент всегда мертв», «Секс в другом городе», «Жеребец». Многие тогда недоумевали, почему обласканный критиками постановщик снимает пусть и качественное, но все-таки «мыло»? Оказывается, Холоденко решила отточить мастерство для того, чтобы ее картины нравились и обычным зрителям. И этой цели она добилась, триумфально вернувшись в 2010-м с нашумевшей лентой «Детки в порядке» на большой экран. Звездный актерский состав, во главе которого солируют Джулианна Мур, Марк Руффало и Миа Васиковска, разыгрывает трогательную трагикомедию про отношения двух лесбиянок с биологическим отцом их ребенка. Кино получилось и смешным, и грустным одновременно, ведь Лиза знает, о чем говорит, поскольку вместе со своей спутницей тоже воспитывает сына от анонимного донора. Картина при скромном бюджете в 4 миллиона в прокате собирает больше 40-ка, получает «Золотой Глобус» и четыре номинации на «Оскар». Продюсеры боготворят украинку, на нее обрушивается миллион предложений, а она берет паузу и… снова уходит на ТВ.
Главный шедевр
Если после не самого удачного, с точки зрения проката, дебюта ее работа на ТВ была своеобразным бегством и набиванием шишек, то в 2012 году ситуация была совершенно иной. Приступая к проекту «Оливия Киттеридж», Лиза понимала, что сериальный формат – лучшая для нее возможность полноценно рассказать трогательную историю об удивительной американской учительнице с крутым нравом. Неторопливый 4-серийный проект с легендарной Фрэнсис Макдорманд в главной роли становится настоящим хитом 2014 года. Эти 20 лет, казалось бы, «обыкновенной» жизни главной героини со всеми ее взлетами и падениями увлекают, ведь рассказаны так интересно, что «держат» не меньше, чем остросюжетный детектив или триллер. Феномен да и только, ведь самовольная Холоденко оказавшаяся в ежовых рукавицах канала HBO, сделала один из наиболее популярных проектов прошлого года, который уже ставят в один ряд с «Твин Пиксом».
Сегодня американка украинского происхождения снимает очередной сериал с громким названием «Пощечина». Многие сомневаются в том, что она сможет переплюнуть собственный прошлогодний успех. Но кто не сомневался в Холоденко, когда из режиссера для умников она вдруг превратилась в рейтингового мастера? Хорошо, что ждать осталось недолго, – уже в 2015-м «Пощечина» выйдет на экраны. Хочется верить, что и украинское ТВ все-таки начнет показывать качественные сериалы землячки, а там, может, и она приедет на историческую Родину.
Фото: www4.pictures.zimbio.com, d1oi7t5trwfj5d.cloudfront.net, www.trbimg.com, /www.movpins.com, www.aceshowbiz.com