Шведский отшельник Ингмар Бергман
«Бергман – самый великий художник кино со времен изобретения камеры».
Вуди Аллен
14 июля 1918 года в шведском городе Упсала родился человек, снявший более 50 картин и поставивший несколько десятков спектаклей, которые подняли планку в искусстве на практически недосягаемый уровень. Даже сегодня, пересматривая шедевры Бергмана, созданные еще полвека назад, понимаешь, что они вообще ничего не потеряли со временем – скорее приобрели. На фоне тотального увлечения «легкостью», псевдоюмором, спецэффектами и прочими атрибутами современных фильмов откровения скандинавского постановщика выглядят смелым взглядом в глубину человеческой души. Бергману было сложно создавать свои полотна, потому что каждый его фильм – это борьба с собственными страхами и демонами, отравлявшими жизнь режиссера и окружающим его людям. Мы решили остановиться на трех наиболее важных темах и проблемах, которые режиссер поднимал в своем творчестве.
Фото: mirahashmi.files
«На самом деле я постоянно живу в своем детстве»
Ингмар Бергман вырос в семье пастора, где царила строгость, временами переходившая в жестокость. Любое несоблюдение правил и догм, даже самое незначительное, каралось розгами, тасканием за волосы, заточением в чулане. Будущий постановщик с малых лет осознал, что религия далеко не идеальна, и Бога надо искать по-другому. Именно поэтому он в раннем возрасте решил покинуть родительский дом и посвятить себя искусству. Детские переживания легли в основу многих его лент, в том числе и фильма «Фанни и Александр». Благодаря этому телесериалу Бергман смог не только закрыть «гештальт», но и наконец-то заслужить любовь соотечественников. Будучи уже признанным во всем мире, на Родине мастер считался «слишком заумным». 5-часовой семейный эпос без особого налета «артхаусности» пришелся по нраву миллионам людей, так как все мы так или иначе возвращаемся в детство и проживаем жизнь, «завися от него».
Фото:wordpress.com
«Только сняв «Седьмую печать», я перестал бояться смерти»
По словам режиссера, в молодости он очень боялся умереть. Хоть во время Второй мировой войны Бергман работал в театре, и на фронте ему бывать не доводилось, всеобщее послевоенное уныние пронзило и его. Наверное, паника и заставила шведа набрать этот сумасшедший творческий ритм: практически каждый год он выпускал по фильму, не забрасывая театральной деятельности. Боязнь умереть и не выговориться не давала ему возможности передохнуть и насладиться жизнью. Ценой невероятных физических и психологический усилий Бергман создал средневековую притчу «Седьмая печать», главный герой которой в одной из сцен играет со смертью в шахматы. Это кинопроизведение позволило режиссеру осознать уязвимость всего живого перед небытием и начать более спокойно относиться к жизни.
Фото: media.tumblr.com
«Наступило кислое шведское молчание»
Одиночество – пожалуй, главный демон Бергмана, который ему практически и не удалось побороть. Всю жизнь будучи отшельником, последние годы режиссер вообще провел на острове Форе, где его месяцами никто не беспокоил. Непонимание, невозможность искренней коммуникации, нежелание говорить с другими, боязнь остаться непонятым – все это режиссер использовал в работе над фильмом «Персона». В этой камерной картине сюжет строится вокруг популярной актрисы, которая в один момент перестает общаться с окружающим миром. Нелюдимость героини максимально автобиографична: известно, что постановщик избегал даже тех, кого любил. Однажды, когда в Швеции был Андрей Тарковский, кино которого Бергман очень ценил, им устроили встречу, от которой скандинав в последний момент отказался. Позже швед сожалел о своем поступке и объяснял его тем, что «Тарковский-режиссер и его картины – это икона», которую он боялся запятнать знакомством с «Тарковским-человеком».
Заглавное фото: i.guim.co.uk