RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Не только черный. Неизвестные факты о Казимире Малевиче

Не только черный. Неизвестные факты о Казимире Малевиче

3 ноября 2008 года, на аукционе Sotheby’s с результатом в $60 миллионов была продана одна из самых редких работ в истории русского искусства - «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, который до сих пор считается одним из самых трудно понимаемых художников 20 века. Будто издеваясь над публикой, так он подписывал некоторые свои ранние работы: «Содержание картин автору неизвестно». OUTLOOK надеется, что собранные нами истории, связанные с личностью и творчеством, приблизят читателей к пониманию гениального супрематиста.

Культовый «Черный квадрат» написан в 4 экземплярах. Два хранятся в Третьяковке, еще один – в питерском Русском музее. Четвертый экземпляр приобрел российский «Инкомбанк» у родственников художника в 1993 году за 250 тысяч долларов. Картину семья якобы нашла в чулане, на дне ящика с картошкой. В 1998 году, когда банк разорился, «Черный квадрат» стал главной ценностью в расчетах с кредиторами. На мировом арт-рынке начался ажиотаж, и чтобы полотно не вывезли за рубеж, в аукцион вмешалось российское правительство. В 2001 году произведение за миллион долларов приобрел владелец «Норильского никеля» олигарх Владимир Потанин. Он передал картину в «Эрмитаж».

Фото: kiеv.life

«Премьера» первого, самого старого варианта «Черного квадрата», состоялась в 1915 году на «Последней выставке футуристов „0,10“» в Москве. Концептуальное название расшифровывалось просто – «0» означал конец искусства в его традиционном понимании, а «10» – первый шаг авангардистов в направлении неизвестности. Под этим шагом Малевич и подразумевал супрематизм. 

Материалы по теме: Пабло Пикассо: поэт для своей эпохи

Однако коллеги художника по экспозиции запретили ему использовать сие слово – они не понимали, что Малевич имеет в виду. В супрематизме впервые в истории искусства доминантой было объявлено не изображение, а форму и цвет. Многие полагают, что Малевичу этой выставкой действительно удалось «похоронить» старое. Говорят, что Пикассо охладел к кубизму именно после того, как увидел «Квадрат».

Фото: dоwn.3zitie.cn

Второй вариант «Черного квадрата» в 1923 году Малевичу пришлось написать, потому что оригинал к тому времени стал выглядеть ужасно. Из завораживающей черноты предыдущего полотна стала банально облупливаться краска. Так бывает, когда картина написана поверх другой. У бедного Малевича действительно не было чистого холста, и ему приходилось экспериментировать на своих старых работах. Позже при помощи спектрального анализа реставраторы восстановили "первоначальную" картину. Ею оказался треугольник красного цвета.

Материалы по теме: Цветы по-украински. Екатерина Белокур

«Черный квадрат» написан мелкими ударными мазками в стиле импрессионистов. Интересно, что в ходе работы Малевич использовал все цвета палитры, кроме черного. Более того – ни одна из сторон «квадрата» не равна другой. Выходит, что «Черный квадрат» – совсем не квадрат, и тем более не черный. Изначально название у шедевра было «Четырехугольник».

Фото: mеdium.cоm

Подпись на полотне Малевич оставил следующую: «Я НАЧАЛО всего». Он утверждал, что пережил что-то вроде экстаза, «видел на холсте огненные молнии». В публичной лекции на закрытии выставки «0,10» Малевич назвал квадрат своим вторым идеальным «я», «живым царственным младенцем, дитем четвертого измерения и восставшим Христом». Эта работа стала его визиткой, подписью и манией. За несколько лет до смерти мастер спроектировал для себя супрематический гроб – с черными квадратом и треугольником на крышке. Последним квадратом в жизни художника стало основание его любимого дуба в деревне Немчиновка (100 на 100 см), где, согласно завещанию, его похоронили.

Фото: ccmеrksem.bе

Многие считают, что в 1930 году во время второго тюремного заточения (за «шпионаж в пользу Германии») Малевич придумал граненый стакан. Художника якобы «достала» хрупкость казенной посуды, и он решил добавить «ребра жесткости». А, выйдя на свободу, поделился своей идеей с автором скульптуры «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной. Мол, вместе они и спроектировали культовый в СССР предмет. К сожалению, это миф. Первый «гранчак» сошел с конвейера только в 1943 году в городе Гусь-Хрустальный. Новоиспеченная форма всего лишь помогала удержать стакан на поддоне только что изобретенных посудомоечных машин. Так сокращался бой посуды.

Материалы по теме: Поцелуи, граффити, боди-арт. Самые необычные протесты мира

Впрочем, Казимир Малевич все же заложил основы советского дизайна. Ваши бабушки, дедушки и даже родители наверняка помнят одеколон «Северный», который выпускался до середины 90-х годов. Его дизайн в 1908 году разработал нуждающийся в деньгах художник по просьбе знаменитого русского парфюмера Александра Брокара. Флакон выглядел как глыба льда, на которой в качестве крышки для духов горделиво возвышался белый медведь.

Фото: monаh.clаn.su

Из картона, гипса и дерева Малевич конструировал «архитектоны» – объемные композиции, в которых геометрические фигуры «врезались» друг в друга под прямым углом. Мастер верил, что именно такой будет архитектура будущего. И хотя тогда над ним смеялись, многие вертикальные архитектоны по конфигурации действительно напоминают современные небоскребы. Кроме того, считается, что творения Малевича использовались при проектировании главного корпуса МГУ.

Фото: dаvidhannafordmitchell.tumblr.com

Главное фото: wixstаtic.com

Вам это будет интересно:
Камасан: Деревня шедевров на Бали
Бали – одно из самых популярных мест для зимовки. Океан, вулканы, восхитительная природа и экзотические фрукты...Но есть еще одна причина, о которой мало кто знает, но которая точно заслуживает внимания – уникальная арт-деревня Камасан, давшая начало одноименной балийской живописи. О ней мы и расскажем сегодня на страницах OUTLOOK.
Пальчики оближешь: Что вас ждет за кулисами лучших кухонь мира
Давайте вспомним самое необычное блюдо, которое вам представился случай испробовать? Что это будет за еда, вам решать. Немного экзотики; те самые насекомые, которые мы слабо можем представить в качестве ингредиента; странный напиток с горьковатым привкусом; неожиданное сочетание горького и кислого…
Ручная работа: персидские ковры
В те времена, когда персидским воинам не было равных, а их силе покорились Римская империя и Аравийский полуостров, из-под пальцев мастериц народа-победителя вышел первый шедевр. «Весенний ковёр» стал самым дорогим в истории человечества. Он символизировал власть и мощь персов, а его красота повествовала о божественном происхождении царя Хосрова І.
Мехенди – вместо тысячи татуировок
О том, чтобы сделать татуировку, пусть и не настоящую, а всего лишь временную, задумывался каждый второй. Абсолютно безболезненное нанесение рисунков, которые можно поменять через пару недель, предлагает искусство мехенди – роспись хной.Скрываясь от знойного солнца в темной прохладе дворцов и спасаясь от скуки...
Пабло Пикассо: Поэт для своей эпохи
О Пикассо как о самобытном художнике, графике и скульпторе нам в некоторой степени известно все или почти все. А между тем, другие его ипостаси задвинуты на второй план. Илья Эренбург однажды очень кратко описал отношения Пабло Пикассо с его эпохой: «20-й век нашел в нем своего эксперта по динамитам, своего философа, своего поэта».
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Брегенц. В театр в смокинге и на катамаране
Именно сейчас в австрийском городке Брегенц проходит невероятный ежегодный фестиваль Bregenzer Festspiele 2017. И специально для тех, кто считает театр и оперную музыку пережитками прошлого, мы расскажем об удивительном театре, где традиционное искусство сочетается с техническими и инженерными новинками, а еще с прекрасным видом на Альпы.
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру
Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты…
Все большое начинается с малого: Арт-проекты энтузиастов
Многие места, известные сегодня на весь мир, были созданы горсткой энтузиастов без денег и посторонней помощи. Эти люди жили идеями и делали все, чтобы воплотить их в реальность. Датой появления стрит-арта считается 1942 год, тогда некий работник детройтской фабрики по фамилии Килрой начал писать фразу «Kilroy was here»...
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Муралы: новый подход к старому искусству
Современные города уже нельзя представить без муралов – масштабной по своему размеру живописи, украшающей здания. Мы не только собрали в своей коллекции наиболее яркие работы изо всех уголков планеты, но и постарались узнать как можно больше интересного о самом этом направлении искусства.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Сделано в Швеции: далекарлийская лошадка
С тех пор, как крылатые кони валькирий навеки унеслись в Вальхаллу, на страже традиций викингов стоит далекарлийская лошадка – расписная народная игрушка, впервые упомянутая в хрониках XVII века.Она служит настоящим талисманом Швеции, спасая от забвения старинные предания и верования!
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Он выдумал свое имя, чтобы не походить ни на кого другого. Бунт его индивидуальности стал основой для огромного творческого наследия, а архитектура – продемонстрировала возможность совмещать экологичность и современные технологии. Сегодня говорим о величайшем Фриденсрайхе Хундертвассере.
Закрыть
Outlook facebook page