Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Оптимальное соотношение фарфорового камня и каолина, дающее звонкий тонкостенный черепок, тронутый матовым румянцем, было найдено не сразу. Роль переходного звена от зеленой ханьской керамики цинтао к фарфору сыграли селадоны эпохи Тан – массивные вазы с рельефным декором, покрытые железосодержащей глазурью. Степень окисления железа определяла окраску изделия: при избытке кислорода сосуд приобретал желтоватую окраску, а при ограниченном доступе воздуха вазы окрашивались в мягкие голубоватые тона.
Золотой век китайского фарфора наступил в 1004 году, когда в городе Цзиндэчжен запустили первый фарфоровый завод для обслуживания нужд придворного церемониала. Богатые залежи каолина вдоль берегов озера Поянху позволяли не жалеть белой глины для фарфорового теста. Для улучшения пластических свойств материала вымешанную массу выдерживали в специальных хранилищах не менее десятка лет, а перед закладкой в печь долго отбивали молотками. Из пламени наглухо запечатанных подземных печей выходило «белое золото Поднебесной» – изящные тонкие черепки с просвечивающей стенкой, прочностью не уступавшие железу. Обжиг продолжался в течение двух дней. На третьи сутки печь вскрывали и оставляли остывать до следующего утра.Фото christies.com
Шпатовую глазурь заготавливали отдельно, смешивая ингредиенты в несколько иных пропорциях, чем при замешивании теста. Глазирующие составы накладывали в несколько слоев разной степени прозрачности, в результате чего на поверхности изделий появлялся матовый блеск. Особенно ценились чашки со скрытым рисунком, проступающим в толще стенок при подогреве. Объяснить фокус несложно: сосуды склеивали из двух половинок, покрывая внутреннюю часть цветочным узором, а наружную оставляя белой.
В эпоху Юань появляется изысканная техника подглазурной кобальтовой росписи, ставшая визитной карточкой средневекового Китая. Густой синий оттенок кобальтовых красок, завезенных с островов Суматра и Ява, подчеркивал связь правящего дома с обожествленным Небом и эффектно оттенял сияющую белизну черепка.Фото tooveys.com
В период Мин палитра шпатовой глазури пополнилась сочными оттенками кармина и киновари, которые, вероятно, добывали из порошка меди. Рубиново-красный глазированный фарфор почитался как государственная реликвия и был задействован в церемонии поклонения. К сожалению, технология изготовления красного фарфора затерялась в веках. Во всем мире осталось не более сотни экземпляров, десять из которых находятся в Музее фарфора в городе Цзиндэчжен. Фарфоровые сосуды, украшенные монохромной желтой росписью, представляли царствующего богдыхана. Каллиграфически выписанная марка воспроизводила слоган правления.
Читайте также: Кинцуги. Японское искусство реставрации
Начиная с XV века, в Поднебесной входит в моду стиль «уцай», использующий пять основных тонов – желтый, красный, синий, белый и зеленый. Рисунок поначалу кажется схематичным и лишенным фантазии, однако за мнимой простотой срывается глубокий символический подтекст. Цветок лотоса обозначал чистоту помыслов и благородство духа, пион – богатство и почет, ветка орхидеи – семейное счастье и долголетие. Пара фениксов или уток-мандаринок предвещала верность в любви, а изображение оленя указывало на высокое положение владельца чашки. Сюжеты с участием драконов, львов и слонов олицетворяли пожелание власти, силы и счастья императорскому роду, а композиция «три друга холодной зимы» из ветви цветущей сливы, молодых побегов бамбука и сосны служила олицетворением мужества и стойкости.Фото boingboing.net
При проведении чайной церемонии в императорском дворце фарфоровая посуда выполняла функции ранжирования участников. Правом пить чай из пиалы с оттиском пятипалого дракона под янтарной глазурью обладали только венценосные особы – Сын Неба со своей второй половиной и вдовствующая императрица, а по сочетанию цветов фона и вензеля можно было определить титул вельможи и ранг наложницы.Фото interest.pics
Правление маньчжурской династии Цин ознаменовалось бурным развитием полихромных форм росписи фарфора. Большим почитателем фарфора слыл император Канси, при котором вошли в моду семицветные кобальтовые пигменты с вариациями от нежно-голубого до темно-фиолетового. Ближайшие потомки Канси – сын Юнчжен и внук Цяньлун – покровительствовали технике «доуцай», что в переводе значит «соперничающие краски». Комбинация приемов подглазурной и надглазурной росписи открыла путь к созданию сложных сюжетных картин по мотивам китайской классической литературы. Перед глазированием контур будущего рисунка размечали кобальтом, а после обжига изделия расписывали эмалевыми красками.
Заглавное фото nouahsark.com