Марракеш – «красный» город Марокко
Он нашел успешную работу, но грезил возвращением в те места, где его любят и ждут. Так одна песня прославила на весь мир древний африканский город, основанный в XI веке. А что еще мы знаем о королевской гордости и горьких слезах, которыми наполнены истории жителей Марракеша?
Дух империи
В древности Марракеш был одним из четырех городов, где любила гостить королевская знать. Чтобы укрепить имперское могущество, представители династии Альморавидов приказали возвести высокие стены из красного песчаника, пронизывая мощеные улицы цветистыми садами и водрузив несколько мечетей, стоящих на страже религии. Короли хотели, чтобы их город стал воплощением красоты и богатства. Поэтому местные архитекторы перенимали лучшие традиции градостроительства у зодчих Сахары и Западной Африки, которые в то время считались образцом совершенства. Так, каждый из марокканских городов обладал собственным цветом, сохраняя гармонию в динамике. По сей день Марракеш знаменит зданиями, выкрашенными в обволакивающий цвет толченого кирпича, смешанного с молоком.Фото muchmorocco.com
В XI веке по городу поползли слухи о древнейшем происхождении Марракеша. Быль это или выдумка, сейчас сложно сказать, но поговаривали, что североафриканские народы берберы поселились в тех местах еще в пору неолита.
Однако перенесемся на несколько столетий вперед. В XVI столетии Марракеш олицетворял роскошную жизнь, здесь происходила коронация султанов из династии Саадитов, которые впоследствии построили знаменитый дворец Эль Бади. В переводе его название означает «несравненный», и действительно, его стены вобрали в себя самые прекрасные материалы из возможных – золото, хрусталь, бирюзу. Синтез культур окутывал Марракеш, где можно было полюбоваться дворцом из индийского оникса, ирландского гранита и итальянского мрамора, за который в те времена вместо денег расплачивались сахаром. Появившись как память о победе короля Ахмада аль Мансура в битве с португальской армией, этот дворец просуществовал недолго. В конце XVII века власть перешла к султанам из рода Алавитов, которые перенесли столицу в Макнес, попутно разобрав Эль Бади и увозя драгоценные камни для строительства нового замка.Фото afar.com
Вплоть до 1867 года европейцам вход в Марракеш был воспрещен. Для того, чтобы попасть на марокканские земли, нужно было получить личное разрешение от Саадитов. А исключение они из правил делали крайне редко, лишь в особых случаях.
Видимо, решение султанов было не таким уж из ряда вон выходящим, ведь как только город «открыли» для туристов, вместе с посетителями в него хлынули завоеватели. Марракеш стал французской колонией, и стены города понемногу наполняли отпечатки чужой культуры. Среди неприступных стен появились широкие бульвары и виллы, выполненные в декоративном стиле арт-деко. В XIX веке в Марракеше строят дворец Бахия, спроектированный в арабо-андалузских традициях. Его основатели – правители Си Мусса и Бахмад – остались в истории как любители природы, поэтому их дворец буквально утопает в зелени прекрасных садов. На территории замка произрастают кипарисы, апельсины и банановые деревья, а вымощенный мрамором дворцовый дворик увенчан фонтаном с бассейном.
Тысяча и одна легенда Марракеша
Марракеш славится уникальными рассказчиками историй, которые именуют себя старинным прозвищем «хлайкия». Когда солнце скрывалось за тающей линией горизонта, служитель мечети муэдзин созывал всех верующих присоединиться к молитвенному собранию. Хлайкия декламировали древние мифы и легенды нараспев, а самые внимательные слушатели повторяли строки из припева. Мастерство сказителей во все времена ценилось среди жителей Марракеша. Есть даже такая поговорка: «Когда рассказчик умирает, библиотека сгорает дотла».Фото helencummins.com
Увы, судьбы хлайкия вторили стереотипу о прославленных, но бедствующих творцах. Не слишком сытный ужин ждал их тогда, когда благодарная публика бросала монеты, таким образом выражая признательность. Однако большую часть жизни они проводили в крайне бедственном положении. Хотя в народе хлайкия пользовались уважением, к их мнению прислушивались, у них просили советы в трудных ситуациях, не каждый певец мог выдержать испытание бедностью во славу песенной традиции.
В 1970-х годах в Марракеше осталось 18 сказителей, а к 2006 году можно было обнаружить лишь двух – Абдеррахима и Мулэй Мохаммеда. После смерти последнего Абдеррахим стремился передать знания и опыт своему сыну, чтобы не обрывать мелодию на полуслове. Однако после нескольких выступлений ребенок попал в больницу с нервным срывом, и врачи запретили ему принимать участие в импровизированных концертах. Журналист BBC Ричард Гамильтон, который имел возможность побеседовать с Абдеррахимом, вспоминал, как старец грустно произнес: «Вы видите, здесь больше нет места для рассказчиков историй».
В действительности, неподалеку от места, считавшегося алтарем легенд и преданий, расположились шумные торговцы, привлекавшие зевак колоритными тканями и марокканскими и заморскими товарами. Все это напоминало торговлю в полуразваленном храме, в который давно приходят не за священными знаниями и отпущением грехов, а чтобы поглазеть на диковинки…
Но эта грустная картина, которая вполне могла олицетворять закат традиций в Марракеше, отступила под натиском тех, кто остался верен идеям хлайкия. Марокканский король обещал финансировать школу для будущих певцов Марракеша, а некие меценаты подарили Абдеррахіму арт-кафе Cafe de France, где нынче собираются ценители музыкального искусства, записывая под диктовку мифы и даже предпринимая попытки выступать самостоятельно.
Фото agoda.com
Как провести время в Марракеше
Разумеется, лучший отдых в городе с древней историей – обойти самые известные исторические места, побывать в прекрасных садах, которые хранят воспоминания о королевской мощи, и зайти во дворцы. Что касается музеев, все памятники старины сосредоточились в Дар Си Саид, где находится известная коллекция ремесленных изделий и шедевры столярного и военного искусства, а также артефакты, изготовленные из керамики и кожи.
Также стоит полюбоваться мечетью Кутубия, которая, в некотором смысле, является символом Марракеша. Идея выстроить минарет высотой
Гуляя улицами Марракеша, можно заглянуть в исламистскую школу медресе Бен Юсефа, основанную в XIV веке. Это учебное заведение, где изучали правоведение и основы ислама, считалось самым грандиозным во всей Северной Африке: одновременно там могли заниматься 900 учеников.Фото architecturaldigest.com
Если же вы хотите ощутить средневековый дух Марракеша, посетите так называемый район кожевников. Мастера этого непростого дела находились в близлежащих местах со времени основания города, и их работа осталась на уровне доиндустриального производства с использованием сотен бочонков, наполненных грязноватым раствором, чтобы творить изделия из кожи животных. А неподалеку расположились кожаные магазины, которыми также славится Марракеш…
Заглавное фото blog.withlocals.com