По волнам времени: Исторические парусники Эстонии
Иногда старинные парусники возвращаются из бездны прошлого, приглашая на борт искателей приключений.
Эстония давно на хорошем счету у поклонников бюджетного отдыха на воде. Невысокая стоимость аренды яхт, уютные прибрежные деревни и красочные маршруты с бесплатными стоянками в заповедных местах кружат шальные головы современных Врангелей и Врунгелей. Когда все острова, реки и озера исхожены вдоль и поперек, остается скользить по волнам времени, зафрахтовав парусное судно той эпохи, которая по душе.
Эстонские корабелы достигли вершин мастерства в реставрации парусников. Впервые за несколько сотен лет заточенные в стенах музеев ладьи, шхуны и фрегаты с триумфом вернулись на водные просторы, получив добро на ударную работу в туристическом секторе. Титул патриарха парусного флота Эстонии сейчас носит двухмачтовая шхуна Blue Sirius возрастом более сотни лет, принадлежащая детскому фонду Tuletorn Fond. Из года в год исторические парусники красуются на летнем фестивале «Дни моря» в Таллине, неизменно вызывая гром аплодисментов.Фото 1.bp.blogspot.com
Решающую роль в воскрешении старых кораблей сыграли усилия энтузиастов Общества любителей деревянных кораблей «Викан», воссоздавшим технологии прошлого по летописям и хроникам. Первой серьезной удачей эстонских реконструкторов стало участие в крупном международном проекте реставрации заслуженной шхуны «Хоппет», построенной в 1926 году в деревне Спитхами. В 1928 году судно было продано в Финляндию и без малого сорок лет исправно перевозило в трюмах зерно и картофель, а затем отправилось на пенсию в Стокгольм, продолжая использоваться в учебных и развлекательных целях.
Бесценные уроки не пропали даром. Набравшись опыта, мастера восстановили до ходового состояния плоскодонку «Гяттор», найденную на острове Вормси, заселенном шведами – потомками скандинавских завоевателей, потянувшихся в Эстонию за лесом в V-VI столетии. Впрочем, варяжские гости не поскупились на компенсацию ущерба, нанесенного вторжением, обучив лесной народ премудростям судостроения.
На далеком острове Рухну вблизи латвийской границы обитает легкий одномачтовый ял «Рунбъярн», построенный в наши дни по традиционной технологии островных шведов, а боевое крещение судна профинансировала компания TELE2. Сейчас ял расплачивается за путевку в жизнь экскурсиями по малым островам и гнездовьям редких видов птиц. Моонзундский пролив патрулирует огромный одномачтовый парусник, сконструированный теми же мастерами по образу и подобию военных кораблей времен Густава Вазы.Фото авторства Kalev Vask commons.wikimedia.org
В Тарту хорошо известна парусно-гребная ладья «Турм», созданная на потеху активистам исторических реконструкций и ролевого движения. Летом на борту корабля разыгрываются грандиозные морские баталии из жизни викингов. После краткого курса молодого бойца ввязаться в бой может каждый, кто ощущает в себе достаточно сил управляться с секирой, двуручником и тяжелыми намокшими канатами. Никакой бутафории и поблажек на малоподвижный образ жизни – оружие и доспехи реконструкторов воссозданы по технологиям VII века. Тем не менее, среди отважных воинов иногда обнаруживается парочка валькирий, владеющих мечом не хуже парней. А если вам по душе мирный отдых в тишине и покое, поднимитесь на трап ганзейской баржи «Йымму» и отправляйтесь вниз по реке Эмайыги через Выртсъярв навстречу бескрайним просторам Чудского озера.
Свой драккар хранится и в знаменитой «деревне капитанов» Кясму, воспитавшей не одно поколение моряков. Выпускники местного мореходного училища становились шкиперами, обзаводились усадьбами и хозяйством; приграничный поселок превратился в оживленный морской городок, который позже облюбовали мастистые литераторы. Для вдохновения служителей муз в 2010 году сотрудники мореходного музея Кясму построили боевую варяжскую ладью «Аймар», следуя инструкциям из хроник. Когда из числа посетителей набирается группа из шести крепких гребцов, корабль поднимает хищный косой парус и выходит в открытое море, рассекая волны резным форштевнем с головой змея. После прогулки путешественникам предлагается собственноручно отчеканить золотую монету в поддержку проекта.
Талисманом эстонского исторического кораблестроения стала гафельная шхуна «Кайсамур» родом из Норвегии, спущенная на воду в 1939 году. Побродив по Северному морю, потрепанное штормами рыболовецкое судно осело в Каламае и попало в поле зрения реставраторов. Интерьер салона облагородили деревянной обивкой и современной мебелью, а над стройными мачтами взвились алые паруса восторжествовавшей мечты. Капитан Херкки Халдре знает назубок романы-феерии Александра Грина и отлично говорит по-русски, держа наготове ворох морских баек, пряные коктейли с ромом и душистую уху из свежевыловленной рыбы.Фото visitestonia.com
На протяжении всего сезона навигации сказочный парусник дежурит в тихой гавани Гидропорта, приглашая гостей эстонской столицы совершить вояж по Таллинскому заливу. Когда подбирается команда, шхуна отправляется в рейс к Аландскому архипелагу в Финляндии или к острову Готланд в Швеции. К слову, путешествие под алыми парусами не имеет ничего общего с увеселительным круизом: пассажиры активно участвуют в такелажных работах, надраивают палубу и стоят за штурвалом, а на берег сходят уже просоленными морскими волками.
Посвящение в матросы начинается с дегустации фирменного напитка эстонских контрабандистов времен Первой республики. После ударной дозы кофе, рома и водки отстоять ночную вахту под дождем не так уж и сложно, еще и на посиделки с танцами в кают-компании силы останутся!
Заглавное фото freemapsofcornwall.co.uk