Амстердам. Двухколесная столица мира
Еще одна часть тела
Сами амстердамцы говорят, что велосипеды у них всегда были в почете: еще в конце XIX века их любили за мобильность и свободу. Эти качества сложно переоценить в городе, сплошь изрезанном каналами и дамбами. Там, где не могла проехать карета, а рельсы для трамвая или шоссе из-за подземных вод прокладывать было дорого и проблематично, велосипедистам удавалось легко прошмыгнуть. Поэтому взрослые и дети, богатые и бедные, мужчины и женщины – практически все жители столицы стремились заполучить двухколесного друга.Фото wimdu.com
С этим наличием «еще одной части тела» долгое время не могли справиться даже нацисты. Когда во время Второй мировой войны у оккупационных властей не получилось навести в городе порядок, они решили, что всему виной злосчастные велосипеды, на которых голландцы легко скрывались от патрулей, да и вообще всем своим видом показывали, что, несмотря на оккупацию, чувствуют себя свободными. Те не придумали ничего лучшего, как начать изымать велики, сбрасывая их в каналы, а позже плавя на металл или эшелонами пересылая в Германию. Все это ранило жителей Амстердама до глубины души. Даже в наше время, спустя много десятилетий после тех событий, когда голландцы играют с немцами в футбол, болельщики из Страны тюльпанов, подтрунивая над соперниками, заводят знаменитую кричалку «Верните наши велосипеды!» С таким уважением нидерландцы не относятся ни к поездам, ни к самолетам, да даже к личным автомобилям.
Новый мегаполис
Несколько лет оккупации и мощные бомбардировки не прошли для Амстердама, как и для большей части Западной Европы, даром. Вторая мировая оставила здесь море шрамов, поэтому главный голландский город нуждался в серьезной реконструкции. Новый генплан предполагал снос многих старинных объектов и, по сути, перекраивал центральную часть чуть ли не полностью. Широкие проспекты, современные мосты, автомобильные развязки – столица в 50-60-х стремительно превращалась в город будущего, где о пешеходах особо не думали. Этот строительный бум вызвал среди горожан много недовольства, более того, статистика подтверждала: все больше и больше людей, а особенно детей и подростков, гибло в автомобильных авариях. Амстердамцы по-прежнему пользовались велосипедами, но на дорогах, забитых машинами, им становилось опасно, и число ДТП увеличивалось с каждым днем.
Фото ru.best-wallpaper.net
Читайте также: Departure: Амстердам
Помимо того, что столица разрасталась, ее жители стремительно богатели – уровень жизни в послевоенные годы увеличился в несколько раз, поэтому два автомобиля на семью было не роскошью, а скорее данностью. И как знать, был бы сегодня Амстердам таким велосипедным, если бы в 1973 году в мире не случился первый нефтяной кризис. Он серьезно ударил по Западной Европе, поэтому руководство Нидерландов в том же году предупредило, что придется затянуть пояса. Поскольку цены на бензин вмиг взлетели, люди начали доставать из своих чуланов и подвалов, казалось бы, ушедшие в прошлое велосипеды, которым не находилось места в перестроенном Амстердаме. Чтобы как-то снизить количество аварий, муниципалитет начал прокладывать велодорожки и предложил проводить «воскресенья без машин». Инициатива была позитивно воспринята – в свои выходные горожане начали отдыхать на улицах, катаясь на двухколёсных друзьях без опаски быть сбитыми.Фото pinterest.com
В 70-80-х велолюбители стали объединяться в союзы и ассоциации и требовать от города большего: отныне велосипедисты должны считаться полноправным участником дорожного движения, поэтому необходимо развивать соответствующую инфраструктуру. Архитекторы внесли серьезные изменения в генплан, остановили продолжавшуюся перестройку центра, а следом и коммунальщики засучили рукава и приступили к работе, делая велодорожки частью городских магистралей. За несколько лет велосипед вернул себе жизненное пространство, да еще и сохранил для потомков и туристов исторический центр.
Дела сегодняшние
В наши дни, можно сказать, и высокие цены на бензин, и популярность здорового образа жизни превратили Амстердам в велостолицу всей планеты. В этом городе насчитывается около 600 тысяч велосипедов, что равняется приблизительному числу жителей. Поэтому, если вместо знаменитых трех крестов на гербе города появится байк, никто не будет против. Жители столицы используют машину только для длительных поездок за город либо уж если совсем здоровье не позволяет крутить педали, хотя бодрых пенсионеров на двух колесах все равно очень много. За тридцать с лишним лет город сделал все, чтобы велосипедист чувствовал себя комфортно на его улицах: идеальные дорожки, специальные светофоры, удобные бордюры, сотни парковочных мест – катайся, сколько хочешь.Фото thetimes.co.uk
Читайте также: Стук истории по голландской брусчатке
Обстоятельства и сплоченность велосипедистов в борьбе за свои права и свободу передвижения популяризировали велосипед как транспорт и в других городах Нидерландов – Гааге, Эйндховене, Роттердаме. Сегодня этот успешный опыт перенимается и другими странами. Поэтому, хоть туристам и может показаться, что амстердамские велосипедисты – опасные ребята, творящие хаос, на самом деле это совсем не беспорядок, а управляемая система, живущая своей жизнью. Чтобы убедиться в этом, можно просто поднять статистику происшествий на дорогах – Амстердам в этом плане один из наиболее безопасных городов мира. Нельзя забывать и об экологии. Хоть столица Нидерландов большой и очень даже промышленный город с портом, воздух там достаточно чистый, что не может не радовать. Поэтому велосипед как обязательный атрибут этого города не только узнаваемый, но и позитивный со всех сторон его символ.
Интересные факты:
В среднем каждый житель Нидерландов за год проезжает на велосипеде 853 километра.
Всего в стране проложено около 8000 километров качественных велодорог.
В Амстердаме существует традиция выбрасывать ненужные или поломанные велосипеды в городские каналы. Поэтому, когда их чистят, специальные краны вылавливают тысячи двухколесных. Фото expatica.com
В городе практически не встретить дорогих байков, хотя Голландия – одна из самых богатых стран в мире. Большинство великов – самые простые и дешевые. А все потому, что их очень часто воруют друг у друга. Поэтому амстердамцы не видят смысла в больших тратах.
Каждый турист должен хотя бы разок заглянуть на велосипедные рынки столицы. Waterlooplein Flea Market, Albert Cuyp Market и «Чёрный» на улице Oudezijds Achterburgwal – это не просто места торговли, а настоящие достопримечательности, где тусуются интересные персонажи и продаются раритетные экземпляры, на которых катались еще сто лет назад.
Заглавное фото freepik.com