RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Такси по-венециански: гондолы

Такси по-венециански: гондолы

Наверное, на планете нет такого человека, который хотя бы краем уха не слышал об удивительном итальянском городе на воде. Венеция с ее неповторимой архитектурой, фантастическими пейзажами и собственной атмосферой уже много веков манит людей со всех концов света. И чтобы прочувствовать ее по полной и увидеть под неожиданным углом, нужно обязательно поплавать на легендарных гондолах.

От римлян до наших дней

Венеция интересна не только своими необычными ландшафтами, но и собственным законодательством – его главный пункт гласит, что в историческом центре нельзя использовать колесный транспорт. А учитывая, что центр затоплен водой, у человека остается всего два варианта: либо ходить пешком, что получается не всегда, либо плавать на гондоле или муниципальных кораблях.

Материалы по теме: Жизнь на воде: 7 малоизвестных конкурентов Венеции

Такие порядки царят здесь уже давно, поэтому к лодкам не то что привыкли, они буквально в крови у венецианцев. Еще древние римляне в IV-V веках приноровились использовать местные каналы как своеобразные магистрали, единственной проблемой являлась их узость. Когда со временем город, несмотря на «подтопленность», все равно застраивался, приобретая важный торговый и административный для всей Италии статус, стало очевидно, что лодка должна быть узкой, дабы не создавать заторов и аварийных ситуаций.

В XVII веке были регламентированы параметры гондолы, используемые по сей день. Согласно им, длина лодки составляет 11,5 м, ширина – 140 см, вес без пассажиров – 400 кг. Гондольер не может использовать два весла – только одно, снова-таки из-за узости каналов. Корпус покрыт специальным лаком. Что касается цвета, то все венецианские «лебеди» – черные. Сегодня никто уже наверняка не знает, почему именно так, но любой житель города с радостью расскажет романтическую историю из Средневековья.3540.jpgФото freepik.com

В ней говорится о том, как молодая жена местного богача и политика тайно по ночам встречалась со своим возлюбленным, приплывающим к ее дому на черной лодке, которая была словно бельмо на глазу для соседей – тогда каждый гондольер красил свою гондолу в любой цвет. Рассерженный муж ничего не мог с этим поделать, а разводы в те времена не практиковались, поэтому, чтобы хоть как-то скрыть позор, он издал указ, согласно которому все гондолы должны быть черными. Прошли века, но и сейчас практически не встретить лодок другого цвета – даже праздничные, используемые для проведения свадеб или других торжественных церемоний, так же окрашены. Этот внешний аскетизм – неотделимая часть их стиля.

Самая престижная профессия Италии

Во времена Римской империи гондолами управляли рабы – чаще всего выносливые чернокожие мужчины, привезенные в страну для самой грязной работы. Однако со временем эта профессия стала весьма престижной, поскольку умение искусно лавировать по узким городским каналам, не опаздывать и поддерживать особенную атмосферу на борту – дорогого стоит. Искусство управления лодкой уже много веков передается по наследству, дети в семьях гондольеров с малых лет учатся всем азам и готовятся к экзаменам, которые сдают только лучшие из лучших. Венецианская ассоциация гондольеров тщательно следит за работой своих членов и с каждым годом поднимает требования для всех желающих. Чтобы добиться права быть гондольером, нужно прекрасно владеть хотя бы английским, «на зубок» знать историю Венеции да и всей Италии, обладать хорошими манерами. И никто не забывает и о самом умении плавать – это только со стороны кажется, что в этом нет ничего сложного. На самом деле не всякий сможет совладать с лодкой.281.jpgФото freepik.com

Материалы по теме: Венецианский карнавал: «Маска, я тебя знаю!»

Сейчас на всю 260-тысячную Венецию работает всего 425 лодочников и 150 их сменщиков. Рабочий день длится 15 часов, а дресс-код состоит из полосатой футболки и соломенной шляпы. Поскольку туристов в городе множество (ежегодно не меньше 20-ти миллионов), тамошний бизнес по извозу весьма выгодный. Базовая 40-минутная поездка стоит 90 евро, каждые 20 минут сверху – еще 50 евро. Несмотря на налоги и расходы, сопряженные с эксплуатацией, гондольеры все равно зарабатывают немало, особенно в сезон.

Водный мир

Надо понимать, что весь центр Венеции передвигается на гондолах. Помимо туристических, каналы заполнены теми, кто занимается сбором мусора, доставкой продуктов и почты. Полиция, скорая помощь и коммунальщики тоже используют лодки. Те 60 тысяч венецианцев, что живут в Старом городе, часто имеют хотя бы одно плавсредство на семью. При этом лодку невозможно купить в магазине, их делают только по спецзаказу на верфях. Стоимость самой простой – 35-40 тысяч долларов, но предела здесь нет. Срок эксплуатации – 15 лет.2624.jpgФото freepik.com

Однако не все жители Венеции могут потянуть такие расходы, центр стремительно пустеет – местные продают за баснословные деньги свою недвижимость более обеспеченным, а сами перебираются на окраины и в пригороды, где воды нет, а колесный транспорт разрешен. По прогнозам некоторых футурологов, через 30-40 лет исторический центр Венеции будет заполнен только туристами и самыми богатыми людьми региона с личными гондолами. К слову, для этого уже все готово – практически повсюду, куда глаза глядят, оборудованы парковочные места, в двориках вместо привычных автосервисов – мастерские, где можно устранить неполадки лодок. На самых оживленных водных перекрестках и магистралях – светофоры и «дорожные» знаки. Это поистине какой-то другой мир, привыкнуть к которому слишком сложно, если ты приезжий. Здесь все пропитано аутентичными, неуловимыми деталями: лицами, улыбками, запахами, мостами, булыжниками и плиткой. Все фактурное, запоминающееся и необычное – во многом из-за гондол, этих черных венецианских лебедей, бесшумно скользящих по водным просторам великого города.

Интересные факты

Благодаря конструкции гондолы лодочник прилагает одинаковые усилия для ее движения независимо от количества пассажиров, но, согласно технике безопасности, на борт не берется больше шести человек.

На носу лодки крепится красивый железный набалдашник «ферро». Однако он установлен не для эстетических целей, а ради равновесия, поскольку гондольер находится сзади и может опрокинуть гондолу. В форме «ферро» шесть выступов – столько же в Венеции и районов.

Приемная комиссия из Ассоциации на экзамене может попросить претендента спеть. Это умение негласно считается обязательным для любого желающего стать лодочником, поскольку туристы во время романтических прогулок любят слушать песни вживую.

В 2010 году гондольером впервые стала женщина. 24-летняя Джорджия Баскало сумела получить лицензию и продолжила дело отца, который добросовестно работал больше сорока лет и завоевал громадный авторитет среди коллег и горожан.

Для производства одной лодки необходимы материалы, вырезанные из деревьев восьми видов: дуба, вяза, лайма, лиственницы, пихты, вишни, ореха и красного дерева. Из них делается 280 отдельных элементов, образующих главный символ Венеции.

Заглавное фото picjumbo.com

Вам это будет интересно:
Святая красота! Что скрывают самые известные аббатства мира?
Что вы себе представляете, когда слышите слово «аббатство»? Уверена, большинство в первую очередь вспомнят о Вестминстере. А что, если я скажу, что на самом деле это уже не аббатство? Так что же делает эти средневековые постройки особенными? Давайте разбираться на примере сооружений из разных стран Европы.
Самые красивые костелы мира: Очарование и божественная сила
Архитектура храмов имеет богатую, интересную, а подчас и неоднозначную историю. Часто именно со возведения храмов, архитектура которых отличалась особой щепетильностью и замысловатостью, начинались новаторства и закладывались основы течений в зодческом искусстве.
Между небом и... водой: топ-5 самых маленьких обитаемых островов мира
Каждому из нас периодически хочется убежать от городской суеты и залечь на дно где-нибудь вдалеке от всего и вся. И лучше пусть это будет там, где можно послушать шепот волн, вкусить легкий бриз и навсегда подружиться с неповторимо громкой тишиной, заглушающей все тревожные мысли...
Амстердам. Двухколесная столица мира
Говоря о транспорте-символе города, никак нельзя не рассказать о велосипедах в Амстердаме. Каждый, кто хоть раз бывал в нидерландской столице, никогда не забудет ни самих голландцев, спешащих по делам на двухколесном друге, ни великолепной инфраструктуры, превратившей велик в безопасное, экологически чистое и полезное для здоровья средство передвижения.
Скульптуры Ватикана: история и философия
«Маленькая страна, но с большой миссией» – именно под таким девизом Латеранские соглашения между Италией и Святым Престолом признали Ватикан суверенной территорией. Этот пакт открыл двери перед любопытными, которые столетиями обменивались сплетнями о том, «что же хранят замки Ватикана?»
Если у тебя 10 долларов и ты в Риме
Сегодня OUTLOOK продолжает одну из своих наиболее популярных рубрик рассказом о том, как можно потратить десять вечно зеленых и приятных карману и глазу долларов в Вечном городе, в который ежегодно стекаются толпы туристов и который не перестаёт удивлять каждого счастливца, побывавшего здесь! Поверьте, столице Италии есть, чем вас удивить!
Такси по-нью-йоркски
Следующим героем нашего цикла о городском транспорте-символе стало желтое такси Нью-Йорка. Без этих ярких и невероятно маневренных машин просто невозможно представить Большое Яблоко и особенно его центр – Манхеттен. Кажется, что «шашечек» тут больше, чем людей.
Зимняя сказка: какие города красивее всего украшают к Новому году
До наступления 2022 года осталось всего ничего, поэтому, если вы еще не решили, где именно и как будете отмечать самый популярный праздник на нашей планете, OUTLOOK предлагает свою подборку наиболее ярких городов для празднования. В них все желания и мечты обязательно сбудутся!
Гетто мира: «Маленькая Италия» в Нью-Йорке
Переезжая в новую страну, люди чаще всего селятся рядом с такими же эмигрантами. Это довольно удобно: недорогое жилье, работу можно найти прямо на месте, да и язык учить необязательно – кругом все свои. Так возникают национальные гетто. Маленькая Италия – один из наиболее живописных кварталов Нью-Йорка.
Что они едят: кухня Рима
OUTLOOK часто рассказывает о кухнях народов мира, но, когда речь заходит об Италии, писать о стране в целом было бы преступлением. Каждый из ее двадцати регионов – это отдельный кулинарный мир со своими тонкостями и специалитетами. И пусть звание гастрономической столицы Италии носит Болонья, ее официальной столице Риму тоже есть чем похвастать.
Границы не помеха: наиболее известные анклавы мира
Сегодня OUTLOOK путешествует по самым интересным с точки зрения географии и административного управления городам и странам, которые являются анклавами, полностью располагаясь на территориях других государств.
Пляжи и античность – римский пригород Остия
Полный красот и достопримечательностей Рим ежегодно привлекает более 30 миллионов туристов. Увидеть своими глазами Колизей, сунуть руку в Уста истины и кинуть монетку в Треви – мечта любого путешественника. Но мало кто знает, что всего в 30 километрах от столицы есть не менее привлекательная и пока еще не оккупированная туристами Остия...
Если у тебя 10 долларов и ты в Болонье
Невероятная по своей фактуре оранжево-красная средневековая архитектура, величественные улицы-галереи вместо привычных тротуаров, позволяющие совершать пешеходные прогулки в любую погоду, а также статус кулинарной столицы Италии – разве только этих причин мало, чтобы отправиться в Болонью?
Водные врата. Впечатляющие порты мира
Аэропорты, железнодорожные вокзалы, автобусные станции практически всегда создаются «по прихоти Человека». А вот порты и гавани – это уже совместное творчество homo sapiens и природы. Outlook предлагает вашему вниманию наиболее красивые и оригинальные из них.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
Каждый рано или поздно приходит в Рим
Кто хорошо видел Италию, а особенно Рим, тот больше никогда не будет совершенно несчастным, – говорил Гете. Полностью согласен с этим мнением наш читатель и фотограф Роман Матков. Своими впечатлениями от города он сегодня делится.
С экрана в реальность и обратно: места, где снимались знаменитые фильмы
Сколько бывает видов туризма? Гастро, экотуризм, шопингтуры – разновидностей, наверное, столько, сколько и самих путешественников – каждому подавай свое. Сегодня же мы рассказываем о людях, посещающих места, ставшие локацией для съемок известных фильмов.
Departure: Триест
Попробуйте отгадать, что это за город и где: тут и там снуют хорваты и словенцы, пьют пиво, как в лучших австрийских пивоварнях, и при этом закусывают пастой с местными морепродуктами. Вряд ли вы сразу поймете, о чем речь, а вот мы знаем, и сегодняшний наш рассказ об итальянском Триесте, который иногда называют «последней цитаделью Италии на Востоке».
Альберобелло: в мире труллей, вина и волшебства
Старая деревенька, которая когда-то располагалась на территории современного Альберобелло, была уничтожена и возведена заново не меньше сотни раз. И речь не о завоеваниях и налетах воинственных чужаков. Нет, ее намеренно разрушали сами обитатели. Как думаете, почему?
Пришел, увидел, построил. Шедевры Джованни Лоренцо Бернини
Бывает, посмотришь на открытку с изображением города и сразу понимаешь, что на ней Киев, Париж, Рим или родной поселок. И это вовсе не заслуга твоего учителя географии, а непосильный труд мастеров, руками которых создавались знакомые всем шедевры архитектуры. Сегодня мы вспоминаем итальянского покорителя мрамора Джованни Лоренцо Бернини.
Закрыть
Outlook facebook page