Такси по-венециански: гондолы
От римлян до наших дней
Венеция интересна не только своими необычными ландшафтами, но и собственным законодательством – его главный пункт гласит, что в историческом центре нельзя использовать колесный транспорт. А учитывая, что центр затоплен водой, у человека остается всего два варианта: либо ходить пешком, что получается не всегда, либо плавать на гондоле или муниципальных кораблях.
Материалы по теме: Жизнь на воде: 7 малоизвестных конкурентов Венеции
Такие порядки царят здесь уже давно, поэтому к лодкам не то что привыкли, они буквально в крови у венецианцев. Еще древние римляне в IV-V веках приноровились использовать местные каналы как своеобразные магистрали, единственной проблемой являлась их узость. Когда со временем город, несмотря на «подтопленность», все равно застраивался, приобретая важный торговый и административный для всей Италии статус, стало очевидно, что лодка должна быть узкой, дабы не создавать заторов и аварийных ситуаций.
В XVII веке были регламентированы параметры гондолы, используемые по сей день. Согласно им, длина лодки составляет 11,5 м, ширина – 140 см, вес без пассажиров – 400 кг. Гондольер не может использовать два весла – только одно, снова-таки из-за узости каналов. Корпус покрыт специальным лаком. Что касается цвета, то все венецианские «лебеди» – черные. Сегодня никто уже наверняка не знает, почему именно так, но любой житель города с радостью расскажет романтическую историю из Средневековья.Фото freepik.com
В ней говорится о том, как молодая жена местного богача и политика тайно по ночам встречалась со своим возлюбленным, приплывающим к ее дому на черной лодке, которая была словно бельмо на глазу для соседей – тогда каждый гондольер красил свою гондолу в любой цвет. Рассерженный муж ничего не мог с этим поделать, а разводы в те времена не практиковались, поэтому, чтобы хоть как-то скрыть позор, он издал указ, согласно которому все гондолы должны быть черными. Прошли века, но и сейчас практически не встретить лодок другого цвета – даже праздничные, используемые для проведения свадеб или других торжественных церемоний, так же окрашены. Этот внешний аскетизм – неотделимая часть их стиля.
Самая престижная профессия Италии
Во времена Римской империи гондолами управляли рабы – чаще всего выносливые чернокожие мужчины, привезенные в страну для самой грязной работы. Однако со временем эта профессия стала весьма престижной, поскольку умение искусно лавировать по узким городским каналам, не опаздывать и поддерживать особенную атмосферу на борту – дорогого стоит. Искусство управления лодкой уже много веков передается по наследству, дети в семьях гондольеров с малых лет учатся всем азам и готовятся к экзаменам, которые сдают только лучшие из лучших. Венецианская ассоциация гондольеров тщательно следит за работой своих членов и с каждым годом поднимает требования для всех желающих. Чтобы добиться права быть гондольером, нужно прекрасно владеть хотя бы английским, «на зубок» знать историю Венеции да и всей Италии, обладать хорошими манерами. И никто не забывает и о самом умении плавать – это только со стороны кажется, что в этом нет ничего сложного. На самом деле не всякий сможет совладать с лодкой.Фото freepik.com
Материалы по теме: Венецианский карнавал: «Маска, я тебя знаю!»
Сейчас на всю 260-тысячную Венецию работает всего 425 лодочников и 150 их сменщиков. Рабочий день длится 15 часов, а дресс-код состоит из полосатой футболки и соломенной шляпы. Поскольку туристов в городе множество (ежегодно не меньше 20-ти миллионов), тамошний бизнес по извозу весьма выгодный. Базовая 40-минутная поездка стоит 90 евро, каждые 20 минут сверху – еще 50 евро. Несмотря на налоги и расходы, сопряженные с эксплуатацией, гондольеры все равно зарабатывают немало, особенно в сезон.
Водный мир
Надо понимать, что весь центр Венеции передвигается на гондолах. Помимо туристических, каналы заполнены теми, кто занимается сбором мусора, доставкой продуктов и почты. Полиция, скорая помощь и коммунальщики тоже используют лодки. Те 60 тысяч венецианцев, что живут в Старом городе, часто имеют хотя бы одно плавсредство на семью. При этом лодку невозможно купить в магазине, их делают только по спецзаказу на верфях. Стоимость самой простой – 35-40 тысяч долларов, но предела здесь нет. Срок эксплуатации – 15 лет.Фото freepik.com
Однако не все жители Венеции могут потянуть такие расходы, центр стремительно пустеет – местные продают за баснословные деньги свою недвижимость более обеспеченным, а сами перебираются на окраины и в пригороды, где воды нет, а колесный транспорт разрешен. По прогнозам некоторых футурологов, через 30-40 лет исторический центр Венеции будет заполнен только туристами и самыми богатыми людьми региона с личными гондолами. К слову, для этого уже все готово – практически повсюду, куда глаза глядят, оборудованы парковочные места, в двориках вместо привычных автосервисов – мастерские, где можно устранить неполадки лодок. На самых оживленных водных перекрестках и магистралях – светофоры и «дорожные» знаки. Это поистине какой-то другой мир, привыкнуть к которому слишком сложно, если ты приезжий. Здесь все пропитано аутентичными, неуловимыми деталями: лицами, улыбками, запахами, мостами, булыжниками и плиткой. Все фактурное, запоминающееся и необычное – во многом из-за гондол, этих черных венецианских лебедей, бесшумно скользящих по водным просторам великого города.
Интересные факты
Благодаря конструкции гондолы лодочник прилагает одинаковые усилия для ее движения независимо от количества пассажиров, но, согласно технике безопасности, на борт не берется больше шести человек.
На носу лодки крепится красивый железный набалдашник «ферро». Однако он установлен не для эстетических целей, а ради равновесия, поскольку гондольер находится сзади и может опрокинуть гондолу. В форме «ферро» шесть выступов – столько же в Венеции и районов.
Приемная комиссия из Ассоциации на экзамене может попросить претендента спеть. Это умение негласно считается обязательным для любого желающего стать лодочником, поскольку туристы во время романтических прогулок любят слушать песни вживую.
В 2010 году гондольером впервые стала женщина. 24-летняя Джорджия Баскало сумела получить лицензию и продолжила дело отца, который добросовестно работал больше сорока лет и завоевал громадный авторитет среди коллег и горожан.
Для производства одной лодки необходимы материалы, вырезанные из деревьев восьми видов: дуба, вяза, лайма, лиственницы, пихты, вишни, ореха и красного дерева. Из них делается 280 отдельных элементов, образующих главный символ Венеции.
Заглавное фото picjumbo.com