Венецианский карнавал: «Маска, я тебя знаю!»
Во время Венецианского карнавала город словно распадается на невидимые субатомные частицы — в каждом районе происходит свое действо. Где-то на территории музеев путешественникам поведают истории традиционных для фестиваля масок, в другой плоскости удастся окунуться в роскошь старинных обычаев, а пересекая еще несколько улиц, становишься свидетелем театрализованного представления.Фото fusionphotographyworkshops.co.uk
Легенды древних карнавалов
Пожелтевшие от старости письменные источники утверждают, что первое упоминание о Венецианском карнавале датируется 1094 годом. Пройдет почти два столетия, прежде чем власти Венеции одобрят празднование на официальном уровне. Карнавал, объятый дыханием свободы, на первых порах удивлял не столько шиком костюмов, сколько тем, что в эти дни простолюдины уравнивались в правах с представителями дворянского сословия. И одни, и другие могли забыть о социальной пропасти, они позволяли себе надеть одинаковые маски и платья, не вспоминая о неравенстве. Правда, длилось это счастье лишь несколько февральских дней, предшествовавших Великому посту.
Впрочем, некоторые историки убеждены, что истоки Венецианского карнавала нужно искать гораздо раньше, в период так называемых сатурналий. Каждый декабрь в Римской империи был особенным: убрав урожай перед зимними холодами, люди чествовали бога Сатурна. Высшие силы, как известно, не делят людей по социальному признаку – римляне усвоили этот принцип очень хорошо, а потому усаживали за праздничный стол и рабов, и их хозяев. Чтобы избежать неловких ситуаций, все приглашенные приходили в масках, и вот уже было не разобрать, кто выше саном.Фото veniceevents.com
Религиозная подоплека проявилась уже в самом слове «карнавал», которое на латыни означает «прощание с мясом». Конечно, имелся в виду строгий отказ от гастрономических удовольствий, к которому прибегали верующие перед Пасхой. Есть и другая версия названия: поговаривают, что загадочный «карнавал» представляет собой сочетание двух слов – «carrusnavalis» – «корабль праздничных церемоний». Откуда в названии праздника появилось судно? Существует история о спасении нескольких девушек из плена истрийских пиратов – эта легенда каждый год оживает на улицах Венеции во время карнавала. А повествует она вот о чем.Фото isango.com
В ІХ столетии жители Венеции следовали традиции коллективных бракосочетаний, которые проводились 2 февраля, в день очищения Пресвятой Девы Марии. В церкви Сан Пьедро, помимо невест из богатых семей, находились бедные девушки, у которых не было приданого. Каждая состоятельная семья города дарила двенадцати бесприданницам дорогие украшения, а затем девушкам советовали забыть, как их назвали родители, и принять в качестве дара имя Мария. Однажды во время церемонии в помещение ворвались пираты и похитили девушек. На самом деле, их целью являлись роскошные драгоценные камни, подаренные невестам. К счастью, местные власти оказались достаточно оперативными, и никто из похищенных не пострадал. А в память об этом дне, когда, как верили жители Венеции, Дева Мария спасла невинных невест, и был утвержден праздник FestadellaMarie, о котором итальянцы не забывают по сей день. Правда, финальный аккорд этого празднования отличается от старинного – в наше время двенадцать красавиц получают подарок в виде возможности отправиться в круиз.Фото lonelyplanet.com
Истории знаменитых масок
Велик соблазн на время Венецианского карнавала облачиться в костюмы комичных персонажей. Порой так хочется хотя бы на несколько дней забыть о собственных проблемах и просто пребывать в образе робкого Пьеро, кокетливой Коломбины или же выбрать коричневую маску с крючковатым носом, символизирующую алчного Панталоне. А можно перевоплотиться в агрессивного Капитана, примерив ястребоподобную темную маску с жесткими чертами лица; либо сыграть роль пронырливого Бригеллы, водрузив зеленую маску и надев белый камзол со штанами, украшенными зелеными полосками. Все эти маски пришли из народной комедии, а значит, здесь нет типично положительных персонажей, а каждая часть аксессуара имеет определенный смысл. Так, маски с вытянутым носом считаются данью любопытству. На аристократическое происхождение героя указывает однотонный костюм, а бедные персонажи предпочитают пестрые комбинации. А если вам близка роль Пульчинеллы, не забудьте о его коронной походке — этот комедийный аналог русского Петрушки ходил, согнув спину.
Фото timeout.com
Некоторые верят, что выбранная роль сопровождает человека всю оставшуюся жизнь, потому стоит надеть маску, не имеющую исторической подоплеки. Возможно, вам придется по вкусу белая маска в форме ромба, называемая «баутта», ее носят в сочетании с треугольной черной шляпой. Как раз этот аксессуар надевали в старые времена представители более бедного населения, желая на время карнавала уравняться с высшим классом. По иронии судьбы, сейчас это одна из наиболее дорогостоящих масок. Если же вас пугает резкий, почти мертвецкий контраст белого и черного цветов, присущий маске «баутта», можно сделать выбор в пользу элегантной «вольто», созданной в форме человеческого лица. В основном носили ее во времена правления Тициана, причем дамы выбирали тот вариант, который представлял свободную Либерти, вольнолюбивую Фантазию или жаждавшую справедливости Саломею.Фото italybook.ru
Течение эпох, неизменность традиций
Столетия сменяли друг друга и вели за собой упрямые традиции, желавшие много лет спустя оставаться неизменными. На XVIII век приходится расцвет итальянской комедии дель арте. Предвестница пантомимы предполагала театральное действо, где актеры прятали лица за масками. Комедию показывали на площадях, сценой служили наспех сооруженные подмостки, поэтому первым режиссерам нужно было позаботиться об узнаваемости героев среди публики. Кроме того, в маске не «отыграешь» уж слишком изощренные артистические решения, поэтому сюжеты были довольно примитивными, а персонажи предсказуемы. Для региона Венеции характерными стали маски купца-скупердяя Панталоне, шарлатана Доктора Грациано, хитроумного слуги Бригеллы и глуповатого, но обаятельного Арлекина. Естественно, красочные сценки комедии дель арте стали полноправной частью карнавала. И хотя велик соблазн причислить этот театральный образец к примитивным формам искусства, для его создания актерам приходилось немало потрудиться. Взять тех же героев: предполагается, что каждый из них говорит на собственном диалекте итальянского языка — венецианском, бергамо или болонском.Фото orderisda.org
В то же время постановщики задаются вопросом, как дать понять публике, что действо начинается и как символично обозначить окончание перфоманса. Так рождается еще одна традиция, которую и сейчас можно наблюдать во время Венецианского карнавала. Привлекая внимание праздных зевак, в небо запускали бумажную эмблему, в воздухе она взрывалась, и на землю падал самодельный фейерверк. Этот нехитрый ход служил знаком: сейчас актеры расскажут настоящую карнавальную историю.Фото veniceevents.com
Еще одна традиция, пришедшая из старины, связана с ореолом таинственности, окружающей Венецианский карнавал. Маску должен был надеть каждый участник праздничного события, скрыв от чужих глаз свое происхождение. Однако свобода личного пространства сохраняется и по отношению к другим посетителям карнавала: ни с одним человеком, спрятавшимся за маской, нельзя заговаривать или пытаться выяснить его личность — этим можно нарушить древние ритуалы, на которых и держатся подобные празднества. Правда, это строгое правило сходит на нет после последнего фейерверка, который завершает карнавал и является безмолвным символом: теперь можно снять маску и посмотреть вокруг.
Заглавное фото en.wikipedia.org