Routemaster: хозяин лондонских дорог
Сегодня Лондон – крупнейший по численности населения город Европейского Союза: согласно переписи, в нем и его ближайших пригородах проживает не меньше 12 миллионов человек. Поскольку практически каждый из этого гигантского числа ежедневно куда-то едет, переоценить важность городского транспорта попросту невозможно. Вернемся примерно на 150 лет назад, когда британская столица вообще была наиболее заселенной в мире, в ней проживало 5 миллионов человек. Именно тогда и начиналась славная история красных автобусов.
От лошадей к двигателю
Еще в далеком 1847 году английская компания Адамс и Ко, дабы удовлетворить потребности жителей мегаполиса, разрастающегося не по дням, а по часам, начала создавать омнибусы – огромные кареты, запряженные лошадьми. Это чудо инженерной мысли можно считать прообразом не только лондонского красного автобуса, но и городского общественного транспорта в целом. Постепенно у омнибусов начал появляться второй этаж, и сами они становились все просторнее, однако и пассажиров не становилось меньше, поэтому втиснуться туда, особенно ранним утром, было настоящим счастьем.
Такие экипажи использовались вплоть до начала Первой мировой войны, постепенно теряя свою популярность: лондонцы пересаживались в метро, а также в скоростные трамваи и троллейбусы, которые были гораздо быстрее лошадей. Однако «автобусы» и не думали сдаваться, воспользовавшись технической революцией, которая неразрывно связана с войной. Уже в 1920-х на улицах появились разноцветные модели NS Type, чьи лошадиные силы были уже надежно спрятаны под капотом. Их ругали за шум, неудобный салон и склонность к поломкам, поэтому горожане не так уж охотно ими пользовались, и казалось, что скоро и они канут в лету. Однако в 1954 году ситуация изменилась раз и навсегда, а Лондон при наличии другого качественного транспорта стал городом автобусов.
На арену выходит «Рутмастер»
Британская автомобилестроительная компания AEC поставила перед собой амбициозную задачу: сделать автобус, который был бы не только вместителен и напичкан последними техническими новинками, но и создавал бы комфортную для пассажиров обстановку. Как показала практика, такой моделью стал «Рутмастер», известный еще как «Хозяин дороги», полностью заменивший троллейбусы. Именно эти красавцы, выпускаемые в ярко-красном цвете и вмещающие в себя более 60 пассажиров, и стали настоящим символом Лондона наряду с Биг Беном, Тауэром и телефонными будками.
Их отличительная особенность – отсутствие дверей, что приходится по нраву не только клаустрофобам, но и всем, кто любит британский дух свободы. Входить и выходить через платформы можно очень быстро, что немаловажно в пробках, а водитель не отвлекается на продажу билетов – в этом ему помогает кондуктор. Сегодня этим никого не удивишь, но для лондонцев и уж тем более гостей города в 1954 году такой состав экипажа был диковинкой, а качественное обслуживание стало мощным стимулом для развития транспортного сервиса в целом.
Быстрые, устойчивые (несмотря на кажущуюся неуклюжесть, «Рутмастер» практически невозможно опрокинуть), безопасные и – самое главное – атмосферные и удобные двухэтажные лондонские автобусы покорили мир. Их начали заказывать во многие страны, и практически все мировые столицы и города с достопримечательностями обзавелись похожими моделями, катаясь на которых туристы не только перемещаются, но и любуются видами.
Смена традиций
Лишь спустя 30 лет, в 1980-х, лондонские власти впервые задумались о замене даблдеккера. Первые разговоры об этом породили чуть ли не революцию: горожане и не думали пересаживаться на другие автобусы, поэтому эксплуатацию было решено продлить. После модернизации и капитального ремонта Рутмастеры снова приступили к выполнению своих обязанностей, однако в 2005 году их более чем пятидесятилетний цикл таки подошел к концу. В рамках программы по реконструкции городского транспорта к Олимпиаде – 2012, чьей столицей был избран Лондон, было решено создать новые автобусы.
После многочасовых общественных слушаний, изучения мнений экспертов и самих лондонцев, предложений от промышленников было найдено компромиссное решение – на улицы так и быть выйдут не Рутмастеры, а современные, с низким полом, полностью автоматизированные, экологически чистые, но в их дизайне многое должно напоминать легендарный даблдеккер. Результатом всего этого стала модель, которая так и называется «Newbus 4 London». Она действительно удобна, оборудована всем необходимым для людей с ограниченными возможностями и еще более безопасна. За ее производство отвечают британская компания Wright Group и шведская Volvo. Сейчас в городском парке таких автобусов около 7500, и они прекрасно выполняют свою работу, перемещая 6 миллионов человек в день. Сами лондонцы уже к ним привыкли, тем более, что какие-то элементы «Рутмастера» в них присутствуют. Однако от ностальгии не убежать, поэтому муниципалитет оставил несколько специальных туристических маршрутов, на которых действуют именно «Хозяева дороги». Как шутят англичане, добрая половина пассажиров – вовсе не туристы, а сами лондонцы, катающиеся на них.
Интересные факты о даблдеккерах:
Последние «официальные» рейсы «Рутмастера» были в апреле 2005 года. В те дни Лондон был парализован: тысячи, если не миллионы горожан со слезами на глазах вышли на улицы, чтобы отдать дань памяти и уважения своему любимому транспорту.
В большинстве своем иностранцы знают только о красных двухэтажных автобусах. На самом деле за многолетний срок эксплуатации их время от времени перекрашивали и украшали различными рисунками, приурочивая это к определенной дате или событию. Например, в честь юбилея королевы они на какое-то время стали золотыми, а перед выходом третьей части саги о Гарри Поттере – лиловыми.
В 1968 году вышла последняя серийная модель «Рутмастера».
Стоимость одного экземпляра современного «Нового автобуса для Лондона» – 330 тысяч фунтов. Раритетные модели продают и дороже – из них устраивают бары, кофейни, свадебный транспорт, да и просто собирают в коллекции.
Единственное место, где можно своими глазами увидеть всю эволюцию лондонских автобусов, не пропустив ни одной модификации, – Британский транспортный музей, расположенный в развлекательном районе столицы Ковент Гарден.
Фото picsfab.com, hehz.ru, upload.wikimedia.org, c1.staticflickr.com, wrightbusinternational.com, studybritishenglish.co.uk