Такси по-нью-йоркски
Вековой бизнес
Если говорить глобально о такси в Нью-Йорке, то это типичная американская история о том, как хаотичное и не самое утонченное дело с годами превратилось не только в прибыльное, но и весьма престижное. Первые машины с водителями, предлагавшими свои услуги по доставке пассажира из пункта А в пункт Б появились в городе в начале XX века. В те времена никто и не думал красить авто в один цвет – улицы и дороги пестрели всеми цветами радуги, а перевозить людей мог любой желающий. Среди водителей было полно криминальных персонажей, грабящих пассажиров и использующих «работу» в качестве прикрытия. Компаний и сервисов по предоставлению услуг было множество, и вот в 1907 году хозяин одной из них Якоб Хёртц вычитал в каком-то модном журнале, что желтый является самым заметным цветом для человеческого восприятия. Дабы поднять прибыль, он не только перекрасил свои машины, но даже и переименовал контору в Yellow Cab Company.
То ли в цвете дело, то ли звезды так сошлись, но Хёртц действительно разбогател, а его примеру последовали многие дельцы и таксисты, поэтому уже в 1930-х-1940-х авто другого цвета выглядели как белые вороны. Городские власти обратили на это внимание и в 1967 году выдали указ: все перевозчики, работающие в центре, обязаны перекрасить свои машины в желтый, ведь Нью-Йорк должен выглядеть стильно, а дороги – упорядочено. Так муниципалитет железными клешнями взялся за самый, казалось бы, неподконтрольный бизнес, сделав из него образцовый.Фото urlaubstracker.de
Такси на миллион
«Жёлтый» – это не только яркость и порядок, но еще и эксклюзивное право перевозить людей и подбирать «голосующих» с бордюра на Манхеттене. Сейчас этот цвет машины обозначает лицензию, подкрепляемую еще и специальным медальоном на капоте или стекле. На сегодняшний день городские власти выдали перевозчикам около 13 тысяч медальонов. Все остальные таксисты – либо нелегалы, с которыми активно борется полиция, либо сервисы, обладающие возможностью приезжать только по вызову или подбирать людей лишь на окраинах.
Читайте также: Вот это сервис! Японское такси
Для того чтобы войти в число избранных и стать хозяином медальона, который можно не только использовать самому, но и сдавать в аренду или перепродавать, в наши дни нужно выложить около миллиона долларов. Эта инвестиция в США рассматривается наравне с вкладыванием денег в ценные бумаги, ведь лицензии дорожают с каждым днем – город их больше не выдает, поскольку такси хватает, а значит, дело выгодное. Примечателен тот факт, что еще 30-40 лет назад эти медальоны стоили всего 200-500 долларов, и люди, вложившие в них деньги с мыслями «на черный день, если что – пойду таксовать», неожиданно стали миллионерами.Фото gallery.world
Именно поэтому 85% таксистов – наемные рабочие, мечтающие накопить на собственный медальон. Но чтобы и просто рулить, придется приложить немало усилий: водитель должен сдать два серьезных экзамена – на знание города и английского языка. Дать взятку или как-то обойти их попросту не получится, ведь и муниципалитет, и сами работодатели (обладатели лицензий), строго проверяют и контролируют своих сотрудников. Лучшие из них задерживаются на своих местах десятилетиями и пользуются почетом и уважением.
В салоне
Хоть машины все и одинакового цвета, но марки – разные. Власти Нью-Йорка составили список рекомендованных автомобилей для работы в такси. Их всего 16, среди которых наиболее распространены «Тойоты», «Ниссаны» и «Форды», однако встречаются и «Лексусы» с «Мерседесами». Муниципалитет просит владельцев машин и медальонов переходить на «зеленые» виды, смягчая налогообложение, однако пока экологически чистых «шашек» маловато, не более 10% от общего числа.
Что касается водителей, то всего 5 % из них – американцы. Подавляющая часть – приезжие, среди которых больше всего пакистанцев, мексиканцев, индусов и китайцев. Что любопытно, в 90-ых было засилье бывших граждан Советского Союза, однако постепенно они перешли на управляющие должности, и теперь среди самих водителей их мало. Всего на улицах Большого Яблока в качестве драйверов ныне колесят представители 175 стран мира.Фото brandonremler.blogspot.com
Такси в Нью-Йорке – это не роскошь, а скорее наоборот – чуть ли не самый демократичный вид транспорта. Как показывает статистика, почти все поездки достаточно короткие, а их стоимость не превышает 20-25 долларов. И если ехать втроем или вчетвером, то выходит примерно, как и на метро. Это значит, что пользоваться такси дешевле, чем содержать собственную машину – в городе очень дорогие парковки, жителей стимулируют пользоваться общественным транспортом.
В среднем за 8-часовую смену машина зарабатывает 400-600 долларов, плюс высокие чаевые для водителя, ведь не оставить свыше 20-25% от суммы означает выставить себя скупердяем. Учитывая, что чаще всего авто эксплуатируется круглосуточно, владельцы медальонов зарабатывают на этом бизнесе большие деньги и хорошо платят своему персоналу. При этом и клиенты довольны – их никто не обманывает, все тарифы фиксированные, соотношение «километры-сумма» отображается на экране в салоне в режиме реального времени, поэтому заломить цену водители просто не могут. Расплатиться, кстати, можно и наличными, и карточкой – все такси оборудованы банкоматами.
Читайте также: Такси по-венециански: гондолы
В последние годы в Нью-Йорке начали появляться альтернативные сервисы вроде «Uber» или «Боро-такси», имеющие право забирать людей с улицы на окраинах. Но, сколько бы их не появилось, символом этого города навсегда останутся желтые машинки, встречающие вас в аэропорту и не пропадающие из поля зрения ни на секунду. Они – неотъемлемая часть самого хаотичного, но, как считают многие, и самого прекрасного мегаполиса на Земле.Фото elevtrtrax.com
Интересные факты:
Для борьбы с «левыми» медальонами полиция красит собственные машины в желтый цвет, цепляет «шашки» и незаметно колесит по городу в поисках нелегалов.
Каждое нью-йоркское такси оборудовано специальной кнопкой, нажав на которую, загораются специальные лампочки, давая понять окружающим, что у водителя нештатная ситуация и ему необходима помощь. Так же для безопасности между передними и задними сидениями установлено пуленепробиваемое стекло.
Бывает, таксист, везя пассажиров, курит. Американцы знают, что делать этого нельзя, поэтому, если водитель дымит, можно доехать до своего места назначения и не заплатить.
Всего в городе около 50 тысяч драйверов, примерно по три на один медальон.
За год желтые такси перевозят не меньше 250 миллионов человек.
Заглавное фото theholidayninja.com