Транспорт мира: Вертикальный Лиссабон
... без которых туристам и местным было бы гораздо сложнее передвигаться по городу. Транспортная система Лиссабона, благодаря интересным инженерным решениям и современным технологиям, работает великолепно. Несмотря на сложные геологические условия, жителям португальской столицы и семи миллионам туристов, приезжающим сюда ежегодно, есть из чего выбирать – метрополитен, раритетные, но манёвренные трамваи, комфортабельные автобусы и даже прогулочные кабриолеты. Однако символами города и любимцами всех его гостей по праву считаются именно фуникулеры, которые здесь принято называть «калькада». Они соединяют центр, в частности район Байшу, и труднодоступные окрестности с их великолепными смотровыми площадками. Ну и в качестве бонуса – вертикальный лифт Санта Жушта, его просто невозможно не заметить благодаря грандиозной очереди из туристов.Фото umapernaatrasdaoutra.wordpress.com
Все эти объекты, получившие в 2002 году статус национального достояния, входят в общую систему лиссабонского транспорта, поэтому ими можно пользоваться с помощью карточки-абонемента, а также покупая отдельный билет. В зависимости от этого стоимость одной поездки варьируется от 1,20 евро до 1,45. Виды, открывающиеся во время подъема, необычные ракурсы достопримечательностей и сама атмосфера внутри подъемников сполна оправдывают эту цену.
Глория
Самый популярный фуникулер Лиссабона в год перевозит около трех миллионов пассажиров, то есть им пользуется практически каждый второй турист в городе. Длина пути – 265 метров, что вроде бы и немного, но крутизна склона в 17 градусов заставит любого смельчака, решившего пройтись пешком, хорошенько задуматься. Эта калькада соединяет центральный проспект Авенида да Либердаде с тусовочным районом Байрру-Алту, где можно не только побродить по узким улочкам, но и полюбоваться старинными особняками, несколькими храмами и парком «Сан-Педро-де-Алькантара». Поездка длится около трех минут, во время которых все пытаются успеть и сфотографироваться, и выставить голову в открытое окно, и хорошенько осмотреть деревянный салон самого фуникулера. «Глория» неутомимо работает с 1885 года. Сначала ее движение осуществлялось с помощью гидравлики, затем людей тащил пар, а с 1915 года весь процесс электрифицирован. Идейным вдохновителем и создателем калькады является Рауль Месньер, он же, кстати, и автор лифта «Санта Жушта».Фото visitlisboa.com
Бика
Этот фуникулер курсирует по склону между улицами Rua de São Paulo и Largo de Calhariz, привлекая туристов тем, что его путь проходит буквально в нескольких метрах от старинных домов, украшенных знаменитой голубой плиткой азулежу. Так же неподалеку виднеются десятки бельевых веревок, на которых сушатся вещи, погружая человека в уютную, истинно лиссабонскую атмосферу. Во время поездки, длящейся около четырех минут, хочется, чтобы она не кончалась – потому как возникает ощущение, что это не калькада, а настоящая машина времени, перенесшая тебя в конец девятнадцатого века. «Бика» повидала за свою более чем 120-летнюю историю немало: и несколько серьезных поломок, и многолетний простой, и даже разговоры о возможном закрытии объекта. Тем не менее все это она прошла с достоинством и на радость всем продолжает свое дело.Фото trip.com
Лавра
Старейший фуникулер не только в Лиссабоне, но и в мире начал работать 19 апреля 1884 года. Он расположен практически напротив «Глории», а маршрут тянется от площади Largo da Anunciada к району Torel. «Лавра» среди всех португальских калькад – самая короткая с протяженностью пути в 188 метров, но в то же время и наиболее крутая – уклон составляет 23 градуса. В 2011 году ее закрыли на реконструкцию, которую из-за требований лиссабонцев пришлось проводить в рекордные сроки. В итоге спустя несколько месяцев желтые вагончики снова появились на рельсах, облегчая жизнь обитателям холмов. Пассажиры, добравшиеся до верхней станции, сразу попадают в тихий центр столицы, где, помимо всевозможных памятников архитектуры, можно насладиться спокойствием и отдохнуть от шумной и суетливой Байши.Фото en.wikipedia.org
Лифт Санта Жушта
Знаменитый во всем мире Elevador de Santa Justa, спроектированный Раулем Месньером в неоготическом стиле, помимо чисто эстетических, выполняет еще и важные практические функции, соединяя улицы Rua do Ouro и Rua do Carmo с площадью Largo do Carmo. Его строили на протяжении десяти лет с 1892-го по 1902-ый. Как и фуникулеры, изначально он работал на пару, и лишь потом был электрифицирован. Главный бонус его верхней станции – фантастическая смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на центральную часть города и реку Тежу. Там можно зависнуть на несколько часов, которые покажутся минутами, а знаменитые красные черепичные крыши лиссабонских домиков навсегда врежутся в память. Сам 45-метровый лифт вмещает 29 человек – 19 из них сидят, остальные стоят. Его кабины, отделанные зеркалами и деревом, завораживают не меньше открывающихся видов, поэтому, когда доезжаешь наверх, важно все-таки выйти оттуда. Популярная легенда, связанная с подъемником, мол, его построил сам Густав Эйфель, уже сотни раз была развенчана, но, как и любая другая легенда, несмотря на это продолжает жить. Еще одна любопытная деталь-подсказка, связанная с лифтом: чтобы попасть на верхнюю остановку, необязательно покупать билет на «Санта Жушту». Если есть силы, то можно забраться пешком туда от площади Карму.Фото orangesmile.com
Заглавное фото mylisbonholidays.com