Дьордь Оравец. Интервью с венгерским пианистом, чьи руки парят над клавишами
Вы играете с раннего детства. Как получилось, что в достаточно юном возрасте вы стали воспринимать свою жизнь через призму музыки?
Я был очень разносторонним и развитым ребенком. И очень рано стало понятно, что я буду заниматься творчеством. В возрасте восьми лет я влюбился музыкальный инструмент – пианино. Это и определило вскоре "сюжет" моей жизни.
Вы исполняете музыку Баха, Брамса, Шумана, Прокофьева, Бартока и Гершвина, но особое место в репертуаре занимают произведения соотечественника Ференца Листа, на концерт, посвященный Дню рождению которого вы прибыли в Киев. Ваша жизнь в принципе плотно связана с этой личностью: обучение в Консерватории его имени, получение стипендии Фонда Дьердя Циффра — знаменитого пианиста, в свое время прославившегося именно ярчайшими интерпретациями произведений Листа, победа на международном конкурсе имени Листа в Будапеште, да и внешнее сходство невозможно отрицать. Вы считаете это результатом влияния творчества великого маэстро на вас либо ощущаете более глубокую связь?
Это случайное и счастливое совпадение. Но действительно, ключевым моментом моей жизни является поступление в консерваторию. Это был сложный период в жизни, но когда я «нашел» для себя Ференца Листа и его Сонату си-минор, я обрёл свою первую любовь, которая длится по сей день. Для меня настолько важно было сыграть её, что само это произведение вынудило к правильной постановке рук и нужной работе пальцев, это было моё произведение. Именно тот момент я считаю ключевым когда мы нашли друг друга. Пути назад не было.
Насколько нам известно, вы ездили в Рим, играли на отреставрированном рояле, изготовленном когда-то специально для маэстро Листа. Что испытывает человек, касаясь клавиш, к которым когда-то прикасался один из гениев музыки?
Тогда я думал, что это будет традиционный концерт, я приеду, как обычно накануне и выступлю. К счастью, специалист, который находился там, предупредил меня, чтобы я прилетел хотя бы за пять дней до концерта, поскольку механика этого инструмента разительно отличается от традиционного, и действительно нужно было привыкнуть. Но после некоторой практики взаимодействовать с ним было замечательно.
С помощью творчества вы реализуете и социальные проекты. Вы являетесь основателем Фонда «Симфония» - программы, исповедующей принципы музыкального образования для социальной интеграции детей, живущих в условиях бедности. Идея обучения Symphony родом из Венесуэлы и заключается в том, что музыка является средством создания возможностей и прорыва. Что вдохновило вас внедрить её на территории Венгрии?
Этот проект работает по сублимированной программе, основанной на двух подходах к музыкальному образованию. Первый - Метод Золтана Кодая, разработанный в Венгрии в середине XX века. Вторая - венесуэльская система El Sistema, разработанная Хосе Антонио Абреу. Мы проанализировали оба направления, определили их различие, отфильтровали и основали свою собственную методику, которая хорошо ассимилируется в традиционную школу и классическую систему обучения музыке. Я с удовольствием назвал бы её Системой Кодай 2.0, но, во избежание юридических споров, мы решили сохранить название Симфония. Смысл программы, можно сравнить с уроком физической культуры в общеобразовательных учреждениях, на котором занимаются не только талантливые дети-спортсмены, имеющие хорошую физподготовку, но и те, у кого не совсем получается либо те, кто имеют противопоказания по здоровью. Так что, совсем не обязательны хорошие музыкальные способности у ребёнка, чтобы стать участником нашей программы. И поскольку сейчас уже научно доказан факт, что занятие музыкой имеет положительное влияние на человеческий организм в целом, мы держимся за каждого ученика, чтобы он оставался в этой системе, даже если у него нет выдающихся талантов.
Скажите, о каком количестве участников этой программы мы говорим? Сколько детей прошло полный курс обучения?
Количество участников, интегрированных в программу, когда она начиналась в 2009-2010 годах, составляло 300-400 деток. В этом году уже участвует 16 школ, а общее количество детей достигает 1400. На данный момент, создана организационная система для дальнейшего наращивания количества учебных заведений-участников. Благодаря результатам предыдущих лет и концертам, проведённым вместе с нашими воспитанниками, школы сами приходят к нам, изъявляя своё желание присоединиться к программе.
Есть ли среди Ваших учеников те, кого вы считаете неординарными личностями и кому пророчите большое будущее?
Есть очень много ребят, которые меня поражают и удивляют, но я бы не хотел пока называть имён, всему своё время. Наверное, каждый педагог очень хорошо знает это, что даже имея лучшие методички и учебники лучше всего обучаться можно только когда передаешь опыт – непосредственно от учителя к ученику. Сейчас я могу давать уроки одновременно пяти начинающим музыкантам, при этом, каждому уделяя равное количество внимания.
OUTLOOK часто пишет о культуре и, конечно, мы предпочитаем узнавать экспертное мнение специалистов, погруженных в определённую сферу. Назовите имена музыкантов на кого вы бы рекомендовали обратить внимание?
Для меня может быть только один ответ, это - мой учитель Золтан Кочиш. И, конечно, невозможно переоценить значимость личности Кодая Золтана и его методики.
Это уже не первый ваш визит в Украину, знакомы ли вы с творчеством украинских музыкантов, встречали ли интересных для себя исполнителей?
Я приезжал в 2011 и в 2016 году, я работал с разными оркестрами, музыкантами, но каждый раз – превосходными. Я всегда отмечаю мастерство украинских коллег. Не буду выделять никого отдельно, но что меня особенно покоряет, что все с полуслова, с полуноты понимают музыку Листа. Допускаю, что это обусловлено близостью наших народов.
В рамках вашего визита пройдет мастер-класс в Национальной музыкальной академии имени Чайковского. Чем будете удивлять? Весь мастер-класс построен на произведениях Листа и определённом отыгривании техники или вы учите импровизировать на темы, связанные с его музыкой?
Я не готовлю сюрпризов для студентов, я жду сюрпризов от них, потому что не я даю задани, они сами готовят репертуар из произведений Ференца Листа. Я буду слушать и делиться своим опытом и мнением, и, безусловно, каждый студент должен будет найти свой стиль. Если кто-то захочет применить, что-то из моего опыта, я буду только рад. Вы знаете, часто бывает, что слушая другого исполнителя, я отбираю такие вариации, которые мне очень нравятся, и включаю их в свой репертуар.
Человек, отдающий сколько энергии как вы, должен иногда отдыхать и восстанавливаться. Где вы черпаете вдохновение? Что является вашим стимулом?
Футбол. При чем собственное участие в нем. Пока физически могу – выбираю этот вид спорта. Вчера в обед я прилетел из Бразилии и вечером "сыграл" матч и только после этого пошел собираться к вам. Это был серьезный чемпионский турнир и очень важный для меня, поскольку в нем блестяще выступил мой 14-летний сын.
Вы вспомнили о своей семье, кому-то из детей передаёте наследие?
Пока, нет. Моя дочь занимается акробатикой и дважды чемпионка мира в этом видеи спорта. Если всё будет хорошо, то в начале января у меня появится ещё одна девочка, но выберет ли она музыкальную стезю, пока рано говорить. Я не хочу на этом настаивать. Безусловно, если ребёнка заинтересует музыка и он проявит интерес, я поддержу и помогу, но не буду вмешиваться или заставлять.