Подземный блеск империи: будапештское метро
Многовековой Будапешт считался вторым по важности городом в Австро-Венгрии. И хотя то государство просуществовало чуть больше 50 лет, пафос и достоинство империи никуда не улетучились. Взгляните хотя бы на здание венгерского парламента. Хотя одного случайно брошенного взгляда будет мало – в жизни вы не сможете оторвать глаз от этого шедевра архитектуры и проведете рядом с ним несколько часов.
Прогуливаясь под платанами по улице Байза, я решил перейти на другую сторону, чтобы рассмотреть один из домов. Нашел типичный подземный переход, спускаюсь – а там метро. На шуточной глубине в пять-семь метров оказалась небольшая уютная станция почти без людей.Фото welovebudapest.com
Первые станции нынешней «желтой» ветки были построены в 1896 году к тысячелетию «Обретения венграми родины», когда они пришли на Дунай и основали Будапешт. Церемонию открытия линии, а это сразу 10 станций, тогда почтил присутствием сам император Австро-Венгрии Франц Иосиф.
Вполне может быть, что помпезный повод открыть метрополитен к круглой дате придумали уже после, ведь строить подземку в городе начали еще в 1870 году. В 19 веке Будапешт был одним из самых быстрорастущих городов Австро-Венгрии, и горожане задыхались без нового транспорта.Фото hiveminer.com
С начала 20 века тут все осталось по-прежнему: стены для защиты от сырости аккуратно декорированы плиткой, деревом и чугуном в стиле модерн. Говорят, что на станции «Улица Вёрёшмарти» даже сохранилась та самая табличка вековой давности. Через несколько минут к перрону прибыл крохотный 30-метровый желтый поезд, похожий на тягач фуникулера. За раз в 4 вагонах он может перевозить максимум 250 пассажиров, что вдвое меньше, чем в привычных нам.
Читайте также: МногоМЕТРОвые красоты
Я зашел внутрь и уже через минуту приехал на другую станцию – пролеты тут очень короткие, в среднем по 400 метров. Перед отправкой поезд издает резкий громкий звук – так еще сто лет назад пассажирам сообщали, что вагоны вот-вот тронутся.Фото architectforum.eu
Самая старая «желтая» линия насчитывает 11 станций, ее длина чуть более четырех километров. Венгры даже не относят ее к метро и лишь по привычке называют по-старому «фольдалатти» («подземка»). Бегают вагоны под центральным фешенебельным проспектом Андраши и является одной из достопримечательностей города.
На фоне трогательной «желтой» остальные три ветки будапештского метрополитена – «синяя», «красная» и «зеленая» – это нечто! Строить их начали уже при социалистической Венгрии в середине 20 века. На станции «синей» ветки я вдруг увидел до боли знакомые всем жителям СНГ вагоны Мытищинского машиностроительного завода. Родом из 1970–80-х годов они неплохо сохранились. Только внутри у них поменяли обивку сидений и слегка модернизировали, чтобы сильно не гремели. Правда, в 2012 году эти уже почти музейные вагоны начали понемногу менять на современные.Фото bkk.hu
Еще одна особенность будапештского метро – тут нет турникетов. Билет действителен лишь один час с того момента, как вы вставите его в специальный компостер – валидатор. Хотя спуститься в подземку и доехать куда нужно, в принципе, можно и так – никто вас не остановит. Однако не советую, так как прямо в вагоне или даже на выходе из метро вас могут остановить контролеры. И тогда эти грозного вида мужчины и даже женщины с красными повязками на рукавах оштрафуют на сумму, превышающую стоимость 65 (!) поездок.
Заглавное фото hiveminer.com