Тегеран is the capital of…
Опытный путешественник, попав сегодня в Тегеран, наверное, подумает, что он переместился на машине времени в Анкару начала 2000-х: видная невооруженным глазом урбанизация традиционного восточного города, стройплощадки повсюду, туристические группы у достопримечательностей, стремительный для неторопливого региона образ жизни. Турция и Иран, как и две их столицы, действительно очень похожи, при этом и различий хватает: если Анкара до прошлого века была небольшим городком в анатолийской глубинке, то Тегеран по иранским (персидским) меркам,еще со времен Средневековья был довольно важным торговым центром региона. В двадцатом же веке он после нескольких глобальных перепланировок первого нефтяного бума и освобождения от британского влияния стал настоящим мегаполисом. Сейчас население города составляет примерно 9 миллионов, к которым смело можно добавить еще 5-7 миллионов человек, приезжающих ежедневно на работу из агломерации Большой Тегеран – в ней, кстати, проживает практически двадцать миллионов человек или четвертая часть всего населения страны.
Фото article.tebyan.net
Другими словами, нынешний Тегеран – это пульсирующее сердце страны, ее не только политический и экономический, но и индустриальный главный город. В отличие от многих других мировых столиц, иранская – еще и промышленная. На ее окраинах и в прилегающих к центру районах множество фабрик, заводов и предприятий различного размера – от семейных, где работает до десяти человек, до гигантских национальных комбинатов по переработке нефти с тысячами сотрудников. Во многом из-за сосредоточения большого числа действующих индустриальных объектов город то и дело охватывают смог и выбросы, что заставляет промышленников понемногу переносить предприятия за город. При этом сами горожане хоть и тоскуют по свежему воздуху, понимают, что иначе столице, да и Ирану в целом не выжить: санкции и многовековые экономические проблемы заставляют людей работать там, где получается. Тем более, что в других регионах страны довольно-таки высокая безработица, что вынуждает Тегеран «подтягивать» и своих соседей – трудовая миграция в столицу не прекращается, поэтому строительная сфера – один из наиболее прибыльных видов бизнеса сейчас. Согласно официальным данным, свое жилье имеет только половина населения города, а на аренду может уходить до 70% зарплаты. Средний ее уровень примерно тысяча долларов, что в разы выше, чем в провинции. Поэтому спальные районы традиционного для региона малоэтажного города мало чем отличаются от европейских – новые высотки, парковки, станции метро.
Иран: Исфахан
Кроме большого количества рабочих мест в индустриальной сфере постоянно появляются новые вакансии в государственной. Муниципалитет,национальные транспортные и торговые компании, больницы, школы постоянно создают рабочие места, где считается очень престижным работать, так как помимо неплохой зарплаты можно получать льготы на транспорт и коммунальные расходы. Эти статьи семейного бюджета также довольно существенны в отличие от, например, продуктов – цены на рынках и в кафе сравнительно невысокие как для мегаполиса. А вообще иранцы, живущие в столице, очень трудолюбивы. Как показывает практика, они соглашаются на несколько работ, чтобы достойно жить в современном и развитом городе. Также популярны работодатели – автомобильные заводы ІKCO, Pars Khodro, Saipa, Kerman и текстильные комбинаты. При этом Тегеран не был бы Востоком, не будь здесь и сейчас оживленной торговли – местная Фондовая биржа, возобновившая свою работу в 1989 году – это такой себе иранская Уолл-Стрит, где «белые воротнички» делают карьеру и состояния.
Фото http://mapio.net
Если же закрыть глаза на местные нефтегазовые залежи в окрестностях, превратившие 50-80 лет назад Тегеран из города-базара в город-фабрику, природа подарила столице еще и великолепные возможности для зеленого туризма, особенно горнолыжного. Чуть севернее, буквально в 35-50 километрах от гигантского мегаполиса, находятся горы Эльбурс (не путать с Эльбрусом), где в последние двадцать лет было построено сразу несколько курортов мирового уровня. Кроме этой статьи доходов, если говорить о туризме, городскую казну пополняют и старинные памятники архитектуры, восточные базары и мечети. Их ежегодно посещают миллионы туристов. Тот факт, что после такого желанного для иранцев снятия санкций их страна откроется миру еще больше, заставляет многих бизнесменов и государство уже сейчас вкладываться в туристическую инфраструктуру – метро, автобусные маршруты, аэропорт, пригородные поезда – все это на довольно высоком уровне.
Фото http://rooziato.com
Однако не все так радужно. Как и в любом другом глобальном городе, в Тегеране есть свои минусы. Помимо плохого климата из-за обилия промышленных объектов в черте столицы две другие большие проблемы – это слишком большой разрыв между богатыми и бедными и наркотрафик. При всем этом горожане смотрят в будущее с оптимизмом. Что радует, они не пытаются, как это часто делают в развивающихся странах, скрывать свои проблемы или не признавать их. Будучи локомотивом всего того, что происходит в Иране, как хорошего, так и плохого, Тегеран все равно скорее нравится, чем нет. У этого города есть какой-то очень чувствующийся, прямо витающийв воздухе настрой на позитив.
Заглавное фото http://traffic.tehran.ir