RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Дудук: музыка, пробуждающая любовь

Дудук: музыка, пробуждающая любовь

Этой музыке полторы тысячи лет. Нежные, обволакивающие мелодии, сыгранные на флейте дудук, называют «голосом вечности». В Армении, где люди чтят народные мотивы, верят, что в дудук вселилась душа абрикосового дерева — и заставила дерево зазвучать. Они вписываются протяжным и пронизывающим звучанием, пробуждающим легкую ностальгию.

Духовые музыкальные инструменты Востока похожи друг на друга. Грузинский дудуки, азербайджанский ясти баламан, турецкий мей, армянская флейта дудук… Один из мастеров перкуссии, который часто задавал ритм для соло флейты, называл дудук самым задушевным инструментом и рассказывал, что его музыка способна вызвать у слушателей магическое чувство любви.

По легенде, один музыкант, живший у тихой заводи, путешествовал по близлежащим селам и играл на дудуке. В одном селении жила красавица, прославившаяся в округе тем, что никто не мог произвести на нее впечатление. Однако, услышав дудук, девушка была настолько очарована, что полюбила музыканта…

Мало передать нежность лирических мелодий – дудук еще нужно правильно смастерить. Так, Дживан Гаспарян, всемирно известный армянский музыкант, популяризировавший дудук, рассказывал, что самое красивое звучание дает инструмент, сделанный из дикого абрикоса. Пристальное внимание к материалу тоже передает любовь, с которой мастера своего дела вкладывали душу в изготовление музыкальных инструментов. Им тщетно пытались подражать, делая дудук из сливового и орехового деревьев. Подделки годились лишь для того, чтобы воспроизвести мелодию по нотам, но не передавали мелодичности «абрикосового» инструмента. Так путем проб и ошибок мастера и музыканты поняли, что из любого другого дерева, кроме абрикоса, извлекаются грубые, гнусавые звуки. А также осознали, что дудук нужно делать с широкой тростью, чтобы звук был прекрасным — и немного печальным.

Историки спорят, сколько лет музыке дудука. Некоторые называют цифру 1500, другие, убежденные, что именно дудук изображен в летописях государства Урарту, отсчитывают 3000 лет. Да и сам дудук в тех или иных вариациях путешествовал по всему миру, кочуя от Болгарии, Сербии и Хорватии, где его знали под названием кавал, до Китая (инструмент гуань), Кореи (музыка пири) и Японии (композиции хирикири).

Фото musicofarmenia.com

В Армении верят, что дудук нужно передавать из поколения в поколение, чтобы память предков не стиралась. Прикосновение к этому музыкальному инструменту напоминает ритуал обращения к духам родственников, которых музыкант никогда не встречал. Таинственность звучания, секреты мастерства, поддерживающие ореол мистерии, — все это послужило причиной тому, что в 2005 году ЮНЕСКО признала армянский дудук шедевром Всемирного нематериального культурного наследия.

Традиционно музыку на нем исполняли соло, однако с приходом Советской власти в Армении появилась манера аккомпанировать на барабане дхол, воссоздавая народные ритмы. Тем не менее, современные ученые, такие как Энди Нэрсессиан, утверждают, что музыка дудука не имела ничего общего с сельской местностью. Хотя и напоминала фолк-мотивы. Более того, ранние записи, которые дошли до наших дней, напоминали мелодии турецкой флейты мей. И это неудивительно: восточную Турцию населяло множество выходцев из Армении.

Дживан Гаспарян так описывал ранние эпизоды из истории инструмента: «Вначале дудук ничем не отличался от свирели, называемой гхамиш. Я имею в виду не тот музыкальный инструмент, который мы знаем сегодня, а более длинную свирель, что стала основой для дудука. С годами свирель становилась все тоньше, и пришлось присоединить дополнительную часть — мас». Музыкант рассказывал, что часто в детстве ходил в кино, чтобы посмотреть музыкальные фильмы. И хотя сюжеты давно забыты, Дживан Гаспарян отчетливо помнил, какие мелодии были сыграны на флейте дудук. Тогда в ереванских кинотеатрах транслировали фильм Амбарцума Бек-Назарова «Пэпо», где одна из музыкальных партий как раз была предназначена для исполнения флейтой дудук.

В период, описанный известным исполнителем, среди широкой аудитории резко вырос интерес к этой необычной музыке. Это было связано с выступлениями музыканта Маргара Маргаряна, который решил сделать инструмент более удобным для настройки на нужную тональность и придал входной части коническую форму. В то же самое время флейту, которая в Армении носила название «циранапох» (в переводе — «абрикосовая дудка»), решили окрестить словом «дудук», чтобы русскоязычная публика лучше запоминала название. Профессионализм выступлений помог устранить представление о дудуке как об инструменте, на котором играли пастухи, чтобы скоротать свободное время.

Для того, чтобы исполнять музыку на флейте дудук, рекомендуется использовать грудно-брюшное дыхание, чтобы нужный звук достигался с завидной легкостью. Среди прочих советов экспертов начинающим музыкантам – нужно держать дудук под углом пятьдесят градусов, проследить, чтобы трость была немного раскрыта, набирать дыхание лишь по окончании музыкальной фразы.

Фото ic.pics.livejournal.com

Среди музыкальных заметок можно найти воспоминание о том, как один из современников Маргара Маргаряна — Левон Мадоян — играл композиции в двух частях. Он приглашал на сцену второго музыканта, которому доверял ответственное задание — обеспечивать тонический фон в то время, когда исполняется мелодия. Люди, осведомленные в теории музыки, знали, что ведущая партия исполняется флейтой дудук, а аккомпанемент исполняется на ее разновидности под названием «дам». Возвращаясь к впечатлению от музыки, обнаруживаем, что первая мелодия напоминала грустную, протяжную песню, и достигалось это атмосферное звучание стараниями музыканта, извлекавшего из инструмента «дам» звуки, похожие на бас волынки. Затем эта печальная музыка переходила в другое состояние, приближаясь к ритму медленного танца. Видимо, тогда появилась традиция, нынче свойственная исполнителям армянской народной музыки – играть повторяющиеся эпизоды тихо, пианиссимо, создавая контраст с ведущей линией мелодии.

Фото crystalelephant.ru

Заглавное фото nurwind.соm

Вам это будет интересно:
Посол Елена Летисия Тереса Микусински провела дипломатический прием, почетным гостем стал всемирно известный аргентинский певец Джеронимо Рауч
Колонный зал КГГА 11 июня принимал гостей Посольства Аргентинской Республики в Украине по случаю национального праздника. Чрезвычайные и Полномочные Послы, представители правительства и государственных органов, партнеры посольства, бизнес сообщество и СМИ выстроились в длинную очередь, чтобы поздравить руководителя иностранного дипломатического учреждения и выразить свои поздравления дружественное Аргентине.
Присядем?
Гуляя по киевской Пейзажной аллее, всегда замечаешь удивительные скамейки, созданные украинскими мастерами. Моя любимая – с пледом и подушкой, ведь она кажется уютной даже в ненастную погоду. Сидя на ней, я вспомнил картину из детства: бабушки выносят из дома длинную доску, кладут ее одним концом на пенек, другим – на перила подъезда, и получается лавочка. Чем не дизайнерское чудо?
Искусство топиария
Когда я, ещё маленькая девочка, первый раз провела рукой по стриженому кустарнику, мою ладонь царапнули острые края веток, а в нос ударил стойкий аромат туи. Завороженная, я долго не могла оторвать взгляд от конусов, шаров и квадратов, что окружили меня в парке небольшого курортного городка. Мне казалось, я попала в cказку и среди листьев обязательно рассмотрю улыбку Чеширского Кота.
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Бельгийское кружево: Вальс тысячи нитей
При виде фламандского кружева трудно отделаться от мысли, что дивные цветы, ловко вплетенные в венок узора, рождены россыпью искр, сорвавшихся с волшебной палочки. На изнанке красоты остаются труды и дни неприкаянных девушек, похищенные у жизни лабиринтом ажурных петель.
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Камасан: Деревня шедевров на Бали
Бали – одно из самых популярных мест для зимовки. Океан, вулканы, восхитительная природа и экзотические фрукты...Но есть еще одна причина, о которой мало кто знает, но которая точно заслуживает внимания – уникальная арт-деревня Камасан, давшая начало одноименной балийской живописи. О ней мы и расскажем сегодня на страницах OUTLOOK.
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики, так и путем выполнения социальной миссии.
Пабло Пикассо: Поэт для своей эпохи
О Пикассо как о самобытном художнике, графике и скульпторе нам в некоторой степени известно все или почти все. А между тем, другие его ипостаси задвинуты на второй план. Илья Эренбург однажды очень кратко описал отношения Пабло Пикассо с его эпохой: «20-й век нашел в нем своего эксперта по динамитам, своего философа, своего поэта».
Superflat: суперплоскость японского искусства
Любители аниме никогда не пройдут мимо современного японского искусства. Особенно, если это направление напрямую относится к комиксам манга. Художник Такаши Мураками был первым, кто задумался, как назвать то искусство, которое ловит вдохновение в очередном аниме, но говорит о вечных ценностях.
Стеклянный handmade
Эксклюзивные стеклянные вазы и елочные игрушки, имеющиеся всего в одном-двух экземплярах, помимо высокой цены, зачастую объединяет еще и уникальная технология изготовления, которой владеют представители редкой профессии – стеклодувы. История этого ремесла длится уже несколько тысячелетий, а некие старые тайны handmade-производства до сих пор хранятся под грифом секретности.
Муралы: новый подход к старому искусству
Современные города уже нельзя представить без муралов – масштабной по своему размеру живописи, украшающей здания. Мы не только собрали в своей коллекции наиболее яркие работы изо всех уголков планеты, но и постарались узнать как можно больше интересного о самом этом направлении искусства.
Грязное творчество
Грязные автомобили – как холст для художника. К такому искусству можно относиться по-разному. Кто-то будет морщить нос и брезгливо одёргивать одежду. Другие обязательно захотят ткнуть в такую картину пальцем, чтобы проверить всю хрупкость «полотна» и размазать её очертания. Третьи обязательно сделают селфи. Однако равнодушным не сможет остаться никто.
Интервью с художницей Хайли Кинг. Новая Зеландия на грани прекрасного
Художница из Новой Зеландии Хайли Кинг работает под брендом FLOX. Ее яркие картины, отражающие красоту дикой природы, известны во всем мире. Цветные птицы, живописные ландшафты, волшебные животные словно напоминают о древних корнях, из которых произрастала цивилизация.
Азулежу – история из кафеля
Нередко убеждаешься, что в руках мастера, вкладывающего душу в свои творения, обычный обрубок дерева превращается в волшебную скрипку, кусок гипса – в античную скульптуру, и даже глиняная плитка выглядит, как произведение искусства!
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Кинцуги. Японское искусство реставрации
Японцы – один из тех народов, которые ревностно чтут древние традиции. Они уважают старость, интересуются предками и нередко знают семейную родословную наизусть. С таким мировоззрением не удивительно, что уникальная техника реставрации кинцуги появилась именно там. Далее о ней расскажет Outlook.
Призрачная кисть госпожи Хокусай
Эксцентричный старец Кацусика Хокусай был настоящей звездой эпохи Эдо, творческим гением и зверским должником половины города. Он имел не менее 30 псевдонимов, поменял 93 дома и создал множество гравюр, рисунков и картин. Его известная «Большая волна в Канагаве» завораживает.
Закрыть
Outlook facebook page