От огня к искусству – 5 сантиметров
Создать что-то похожее на «огненные палочки» пытались многие изобретательные «геростраты», начиная с 13 века. Патентов тогда не было, поэтому трудно с уверенностью утверждать, кто именно первым придумал спички. Их мануфактурное производство ведет отсчет с начала 19 века. В 1805 году французский химик Жан Шансель, прикрепив к древесине головку из убойного коктейля: серы, бертолетовой соли и кислоты, создал прообраз того, что сейчас хранится в 5-сантиметровых коробочках. Мир возликовал, и понеслось – уже в 1813 году в Австрии заработала первая в мире спичечная мануфактура «Миллиарда и Вико».
С тех пор то, что «детям – не игрушка», совершенствовалось. Головки менялись – горело все, начиная от воска и заканчивая труднопроизносимым словом гуммиарабик. Так было до 1855 года, когда шведский химик Йохан Лундстрем не додумался нанести и на спички и на наждачную бумагу красный фосфор, что сделало продукт безопасным и не выделяющим ужасный запах. Это изобретение принесло Лундстрему медаль Всемирной выставки в Париже, а в Швеции начался настоящий спичечный бум. Спустя 20 лет в стране уже работало около 120 заводов по изготовлению «огонька».
Наверное, последний важный этап в истории спичек – это контейнер для них. В 1889 году американец Джошуа Пьюси, придумавший его, уже готовился получать патент, но опередила новатора компания «Diamond Match Company», добавив к коробку зажигательную поверхность снаружи. Это было гораздо удобнее, чем предлагал Пьюси, ведь он расположил ее внутри.
Ну а со временем спичечные коробки сдали под… рекламную площадь, а сами спички стали инструментом для создания удивительных вещей. Например, компания «Ford» наглядно продемонстрировала, что их грузовички не подведут и в багажнике места хватит для всего. Креативщики из агентства недвижимости «Property Consultancy» обещают подобрать жилье, которое будет максимально рациональным, несмотря на габариты. Пару лет назад известная сеть фастфуда тоже решила быть в тренде, поэтому превратила спички в картофель фри. Или наоборот – кому как нравится.
Впрочем, не только западные компании научились использовать спичечные коробки в качестве рекламы. Так одна украинская турфирма утверждает, что во время отпуска нужно не просто забывать, а сжигать все то, что крадет время и лишает удовольствий.
Однако не все хотят продавать и продвигать свои продукты таким образом. Некоторые творческие люди с помощью спичек создают невероятные вещи. Как болгарский художник Пламен Игнатов. Он потратил 15 лет жизни и 6 миллионов палочек на воспроизведение Рильского монастыря.
Немного отстал от болгарина британский нефтяник Дэвид Рэйнольдс. У него ушло около миллиона спичек и 10 лет на армаду, в которой есть «Титаник», «Королева Мэри», "HMS Victory" и другие знаменитые корабли. Не менее интересно творение английских толкиенистов. Их спичечный город из «Властелина колец», кажется, наполнен эльфами и хоббитами и живет какой-то отдельной жизнью.
Напоследок можно сказать, что от огня к искусству расстояние… ну, не более пяти сантиметров.